Классик

70!

27 сентября исполнилось 70 лет Игорю Клебанову.

Я написала к его юбилею текст в «СКН», но там ПДФ, поэтому ссылку на статью дать не могу.

Публикую здесь.

 

КЛАССИК

С оператором Игорем Клебановым я познакомилась накануне его триумфа.

Ровно 20 лет тому назад, в конце лета 1996 года, на фестивале Киношок было много разнообразных интересных программ, огромное количество замечательных кинематографистов и не кинематографистов, и — последний шанс в этом году ухватить солнца и моря. И казалось, что ничего страшного не случится, если пару-тройку фильмов конкурсной программы я пропущу.

Среди «намеченных к прогулу» была и картина Андрея И «Научная секция пилотов».

Я видела предыдущий фильм режиссера, это было «не моё» кино.

Но почти незнакомый человек — оператор фильма Игорь Клебанов — был очень настойчив: «Это обязательно надо посмотреть». Я тогда еще не знала всей меры настойчивости Клебанова, поэтому легкомысленно кивнула головой, в твердой уверенности, что в нужный момент улизну, просочусь между пальцев. Но в день просмотра Клебанов начал «пасти» меня с обеда. И улизнуть не удалось.

Сказать, что я полюбила фильм — было бы преувеличением. Но этот фильм, без сомнений, поразил меня. И прежде всего — невероятным уровнем изобразительной культуры, кучей профессиональных открытий и неожиданных решений, тем, как именно изображением выстраивалась атмосфера нереальной жути, чьего-то страшного, хладнокровного подглядывания из-за кадра за всем происходящим. Да и само происходящее было снято так… В общем, столько мерзкого и копошащегося на сверхкрупном плане я никогда не видела. И в этом тоже было нечто жуткое и завораживающее, что не позволяло отвести глаз от экрана, как бы ни хотелось…

Изумлению моему не было предела.

Клебанов был оператор, много снимавший, это была его семнадцатая полнометражная картина (а с учетом того, что к тому времени Клебанов был и оператором многосерийного и многофигурного отечественного блокбастера «ТАСС уполномочен заявить» — фильмография его смело могла сразу удваиваться). И ничего похожего на этот прорыв в киноизобразительной культуре я в его работах прежде не видела. В операторском цехе в ту пору у меня были совсем другие кумиры — Вадим Юсов и Павел Лебешев, Георгий Рерберг и Леонид Калашников, Дмитрий Долинин и Александр Княжинский…

У Клебанова тогда была репутация грамотного, мастеровитого, ведущего оператора студии им. Горького, уважаемого в профессиональном цехе — но не великого. И вот — неизвестно откуда — прямо на моих глазах произошло рождение выдающегося художника.

… Клебанов на выходе стоял белый, как мел. Поздравляя его, я даже не понимала, как высоки для него были ставки. Ему было 50, он должен был в тот момент стать Президентом Гильдии кинооператоров России, у него было всё — кроме большого признания. Возглавить Гильдию без такого признания он не считал для себя возможным.

После просмотра этой картины я была готова поручиться — что приз будет его. Просто потому, что ни один зрячий человек (включая уважаемое жюри) не мог не заметить некоторого однообразия «операторского ландшафта» в кино: все уже умели снимать красиво, эффектно, с использование разнообразных технических приспособлений, с применением мирового опыта.

А в киноизображении — как нигде — важно детское любопытство: «А если попробовать сделать вот так — что получится?».

Вместе с исчезновением этого любопытства сразу исчезают и художественные, визуальные открытия. И на тот момент Клебанов с «Научной секцией» такой был один. Он и получил приз фестиваля за лучшую операторскую работу.

Подтверждение правильности выбора «Киношока» не заставило себя ждать: в тот же год Клебанов за эту работу был награжден премией «Ника».

Я именно после этого внимательно изучила всю предыдущую фильмографию Клебанова в поисках истока вот этой творческой — нет, даже не смелости — а «пацанской» лихости, чуть ли не на грани нахальства. Этой жажды придумывать и изобретать каждую секунду в каждом кадре.

И не нашла истока. Но нашла другое. Я к тому времени привыкла, что у каждого выдающего оператора есть свой фирменный набор приемов, «свой почерк», который, возможно, не различишь с первого кадра, но уж, всяко, к концу фильма и без титров угадаешь имя оператора с довольно высокой точностью.

И вот этого-то фирменного почерка у Клебанова не было. Он, как вода, принимал форму сосуда, в который его «наливали». Каждый раз он работал на общий замысел и стиль фильма, принимал его «окраску» как хамелеон. И, возможно, именно из-за этого отсутствия ярко выраженной авторской составляющей фотографии Игоря Клебанова у него буквально с первых шагов была репутация мастера. А вот репутации серьезного большого художника ему пришлось ждать довольно долго.

Хотя путь им был проделан просто поразительный.

Сын Семена Семеновича Клебанова, одного из классиков редакторского цеха киностудии им. Горького, человека, «открывшего» имена множества крупных кинодраматургов, работавшего с известными кинорежиссерами, Игорь, разумеется, вполне мог бы поступить на куда более престижный в тот момент сценарный или даже режиссерский факультет ВГИКа. Но он, с подросткового возраста занимавшийся в фотокружке, а потом «прошедший ногами» съемочную площадку от самых низов, хотел быть именно тем, кем и стал — оператором.

Мало кто знает, что первым режиссером-постановщиком, с которым Клебанов — еще в студенческую пору — начал работать как профессиональный оператор, был студент режиссерского факультета Никита Михалков, пригласивший его снимать сначала свою курсовую короткометражку «Девочка и вещи», а затем и диплом — «А я уезжаю домой».

С Клебановым в советскую пору работали такие режиссеры, как Яков Сегель и Владимир Роговой, Владимир Грамматиков, Борис Григорьев, Владимир Фокин.

А в постсоветскую эпоху он довольно быстро и сам стал классиком: «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Превращение» Валерия Фокина, «Дикарка» Юрия Павлова, «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева, «Мираж» Тиграна Кеосаяна — фильмы, которые делают честь операторскому искусству.

Близко мы познакомились и подружились во время съемок фильма «Дикарка» моего мужа Юрия Павлова, когда жили веселой прекрасной компанией в экспедиции в Щелыково. Я тогда имела возможность наблюдать, как работает Клебанов.

Какой он вредный и придирчивый, как начинает трястись от раздражения, если кто-то опаздывает на площадку хоть на минуту, как может своим брюзжанием вымотать нервы всему живому, если что-то не то с погодой, со светом, с движением в кадре.

Но зато как счастлив, если получается задуманное! И, будучи уже признанным мастером, буквально как школьник, радуется каждой находке. Вот, лицо, высвеченное «пополам», вот красненькая букашка, ползущая по коричневому стволу, вот панорама, снятая одним куском с внутрикадровым движением — и Клебанов сияет и любит весь мир.

Он сегодня — Народный артист России, снявший около 50 фильмов; в его «коллекции» — самые престижные профессиональные премии: «Ника», «Золотой овен», «Белый квадрат»…

20 лет он возглавляет Гильдию кинооператоров России, и за время его президентства и без того высокий престиж профессии был поднят еще выше благодаря организованной 13 лет назад кинопремии «Белый квадрат», уровень которой операторский цех с Клебановым во главе тщательно поддерживает все эти годы.

Он — один из самых дотошных преподавателей ВГИКа: не просто профессор и Мастер курса, а человек, строжайше хранящий высокий стандарт профессионализма своих выпускников.

И вот сегодня, когда Игорь Семенович Клебанов отмечает свое 70-летие, он не просто признанный мэтр, а один из самых востребованных операторов страны. По-прежнему вредный и въедливый, по-прежнему любопытный и изобретательный, по-прежнему умеющий радоваться как мальчишка — удачному кадру, удачной работе ученика, признанию коллег, да и просто — радоваться жизни!

Важное качество для классика!

Темы

Никита Михалков Елена Соловей Илья Авербах Футбол Бернардо Бертолуччи Мировое кино Дом кино Блог Публичные встречи Отар Иоселиани Расписание РосПрограмм Анатолий Эфрос Иосиф Кобзон Игорь Владимиров Лекции Мастерская Первого и Экспериментального фильма Эва Шикульска Андрей Звягинцев Крошка-енот Ленфильм Николай Еременко Марчелло Мастроянни ТВ Алиса Фрейндлих Фото Алексей Герман Автор: Ирина Павлова Евгений Леонов Андрей Петров Наталья Пушкина Радио Квентин Тарантино Текст Наше кино Пушкин Коронавирус БДТ Публикации в СМИ Юрий Никулин Кинофестивали Ефим Копелян Федерико Феллини Лариса Гузеева Олег Стриженов Николай Лебедев Автор: Юрий Павлов Борис Хлебников Алексей Балабанов Георгий Товстоногов Кира Муратова   Людмила Гурченко Карен Шахназаров Римма Маркова Вия Артмане Видео Юрий Павлов Светлана Крючкова Круглый стол Олег Басилашвили СМИ о нас РосПрограммы ММКФ Михаил Козаков Авдотья Смирнова Павел Лебешев Юрий Богатырев Автор: Марианна Голева Франко Дзеффирелли Андрей Тарковский День Победы

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: