Российские кинопрограммы: фильмы смотрят нас

Российские кинопрограммы Московского Международного кинофестиваля традиционно являются своеобразным отражением образа межфестивального киногода и, одновременно, в ретроспективной своей части «отвечают» на некие главные события культурной жизни страны.

XXV ММКФ в этом смысле не стал исключением.

Но если еще год назад программе нового отечественного кино можно было смело давать название «Россия, которую мы обрели», то ныне этот образ мало применим к панораме новых кинематографических тенденций. Прежде всего, потому что облик России в нашем кино чрезвычайно раздробился. Герои нынешней российской кинопрограммы оказались людьми разных поколений, разного мировосприятия, чрезвычайно несхожих судеб. Мало того, создатели картин последнего киногода даже в пластической манере все чаще демонстрируют очевидный уход от модных в последнее десятилетие клиповых изобразительных приемов — прямого монтажа сверхкрупных планов, незаполненного, «необжитого» пространства кадра.

Отечественная кинорежиссура заново, и практически наощупь, начинает самостоятельные стилевые поиски в направлении «назад, в будущее», или в «былое и думы». Если еще пару лет назад можно было не глядя угадать, что все фильмы, снимавшиеся не в клиповой эстетике, непременно будут подражанием школе «Догмы», то ныне и утрированный гиперреализм, с его нарочитой изобразительной неряшливостью, демонстративной непродуманностью и «замусоренностью» кадра тоже понемногу уходит в прошлое. Это не значит, что обе названные тенденции отвергнуты. Опыт вообще редко отвергается радикальным образом. Но он переосмысливается, переплавляется, вписывается в новые образные структуры.

И тогда появляются картины, подобные «Магнитным бурям» Вадима Абдрашитова, действие которых происходит в отдаленном от столиц маленьком промышленном городке, где люди живут, в общем, другой, непохожей на столичную, жизнью, мучаются иными проблемами, счастливы и несчастны по иным поводам. Но именно в этой притчевой сюжетной структуре излюбленный изобразительный прием клипмейкеров — плотный монтаж сверхкрупных планов — переплавляется в совершенной особый самостоятельно и остро звучащий образ. Вообще, «Магнитные бури» сломали добрый десяток современных стереотипов мышления, в том числе и главный из них: «По нашему кино невозможно судить о том, как живет вся Россия. В крайнем случае — лишь о том, как живет Москва».

И словно бы в унисон с этим «фильмом-опровержением» возникает «Бабуся» Лидии Бобровой, своего рода «народное кино», подчеркнутая бытовая достоверность и будничность стилистики которого не только не отменяет трагизма человеческого бытия, но даже и усиливает его.

Особняком в этой программе стоит костюмно-исторический «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга и завершающий собою историческую трилогию режиссера-классика (предыдущие две картины цикла — «Царская охота» и «Царевич Алексей»). Однако сам центральный персонаж картины и ее историческиий сюжет диктуют мастеру элементы трагифарса в жанровой структуре фильма и черты гротеска в его пластической природе.

И здесь же соседствуют избыточный, почти барочный «Шик» Бахтиёра Худойназарова с лентой Ларисы Садиловой «С любовью, Лиля», простой и строгой до аскезы; неожиданно романтичная «Прогулка» Алексея Учителя с холодноватым эстетизмом мелодрамы-римейка дебютантки Веры Сторожевой «Небо, самолет, девушка». Вообще, в нынешней программе картины дебютантов оказываются не столько поисками себя в кино, сколько поисками героя; не столько пробой собственного самостоятельного голоса, сколько попытками расслышать звучание окружающего мира. В этом смысле «Коктебель» Бориса Хлебникова и фильм Григория Никулина «Не делайте бисквиты в плохом настроении», могут восприниматься как два полюса, между которыми — человеческая вселенная.

Представление о современном человеке (если угодно, герое, кое-где даже и в прямом пафосном смысле слова) во всех этих фильмах настолько различно, настолько расходится и эстетически и психологически, что становится уже невозможно говорить о направлении, или хотя бы о «моде». Тем более затруднительно здесь сформулировать тенденцию, если не счесть тенденцией возникновение многоообразия художественных форм и идеологических позиций. Именно таков на сегодня пестрый «портрет» кинематографического года.

Впрочем, было бы несправедливо считать и этот портрет исчерпывающим. Ведь в том же экранно-временном пространстве существует мощный пласт новой отечественной кинодокументалистики. Режиссеры разных поколений пытаются проникнуть в мир сегодняшнего человека (подчас и шире — в образ сегодняшней нашей жизни), или, напротив, с ностальгической печалью всматриваются в день вчерашний, обнаруживая в нем вовсе не смены режимов, а милые сердцу приметы обыденности, многие из которых исчезают безвовзратно и сохранятся лишь на кинопленке. Но даже среди этих ярких картин наособицу уникальный авторский фильм Виктора Косаковского «Тише!», в течение года ежедневно снимавшего ленту… из собственного окна.

Новая российская анимация демонстрирует нам не только весь спектр профессиональных приемов — от традиционных рисованых, кукольных и пластилиновых до суперсовременных компьютерных технологий, но и всю жанровую палитру — от смешных и прелестных «Букашек» Марка Алдашина до философского «Медленного бистро» Ивана Максимова, от новых модификаций классических сказок до оригинальной интерпретации истории («Петербург» Ирины Евтеевой).

Одним из центральных культурных событий года стало празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Ретроспективные показы российской программы связаны именно с этим юбилеем. Сегодня вполне еще молодые и творчески активные режиссеры, мэтры отечественного кино, такие как Александр Сокуров и Алексей Балабанов, Александр Рогожкин и Константин Лопушанский вошли в кино на волне так называемой «Ленинградской школы» — одни на заре другие на излете. Но все они так или иначе оказались режиссерами одной генерации. Мало того, если посмотреть фильмы ретроспективы «Когда мастера были молоды», то можно изумиться тому, какой огромный путь — интеллектуальный и художественный — пройден каждым из них, как непохожи их фильмы 10-15-летней давности на сегодняшние их работы. Этот путь пришелся на эпоху глобальных перемен и перемены эти коснулись каждого из них, отразившись в их творчестве.

Цикл документальных видеофильмов «Кинорежиссер. Профессия и судьба» посвящен 85-летию старейшей киностудии страны. За эти годы на «Ленфильме» и вокруг «Ленфильма» сложилось невероятное количество легенд, многие из которых традиционно мифологизируют реальную историю. И подчас за этими легендами трудно рассмотреть собственно художественную личность. Фильмы цикла «Кинорежиссер. Профессия и судьба», созданные, в основном, молодыми режиссерами,  — новая попытка всмотреться в лица, судьбы, творчество ленфильмовских классиков, попытка увидеть знаменитых мастеров глазами современного человка, обнаружить в давно ушедших художниках внутреннее родство с теми, кто снимает кино сегодня.

А картины ленфильмовского классика Фридриха Эрмлера — удивительное свидетельство того, как молодой чекист, явившийся в начале 20-х на студию в черной кожанке и с маузером, оказался в эпоху немого кино лиричнейшим, нежнейшим исследователем жизни «маленького человека», трудно адаптирующегося к глобальным социальным катаклизмам (и как внезапно современны стали сегодня его фильмы «Обломок империи», «Дом в сугробах, «Парижский сапожник»!) а затем, по конкретному политическому заказу создавая глобальные полотна («Крестьяне»), так и не нашел в себе сил освободиться от художнической привязанности к бытовой подробности, тщательности воссоздания материального мира, вступающего во внутренний диссонанс с одой разрушению этого быта.

И, наконец, специальное событие в рамках Российских кинопрограмм XXV ММКФ — киновечер, посвященный 175-летию со дня рождения Льва Толстого. Зрители смогут увидеть 50-минутный фильм, смонтированный из прижизненных съемок, свидетельствующих о том, что Толстой был — в современном понимании слова — настоящей суперзвездой, собирающей многотысячные толпы поклонников даже на небольших железнодорожных полустанках, где останавливался по дороге из Ясной Поляны. И, кроме того, впервые на большом экране будет показана немая игровая лента Якова Протазанова «Уход великого старца», по просьбе семьи Толстого запрещенная к публичному кинопоказу именным императорским указом. Если угодно, это был первый «полочный» фильм в истории российского кино.

Словом, нынешние российские кинопрограммы XXV ММКФ — это наша попытка осмысления сегодняшнего дня отечественного кино в контексте давней и недавней истории кинематографа. И если о прямом родстве или преемственности мы, пожалуй, говорить не отважились бы, то уже с определенностью можем утверждать, что отечественное кино сегодня почти не дает и поводов стенать о безвозвратно разрушенной и невосстановимой кинокультуре.

Темы

Георгий Товстоногов Текст Алиса Фрейндлих Лариса Гузеева Наталья Пушкина Наше кино Автор: Юрий Павлов Фото СМИ о нас Франко Дзеффирелли Николай Еременко День Победы Карен Шахназаров Павел Лебешев Римма Маркова Ефим Копелян Кира Муратова Никита Михалков Публикации в СМИ Евгений Леонов РосПрограммы ММКФ Пушкин Футбол Михаил Козаков Елена Соловей Борис Хлебников Алексей Герман Лекции Автор: Марианна Голева Крошка-енот Отар Иоселиани БДТ   Юрий Павлов Автор: Ирина Павлова Видео Светлана Крючкова Илья Авербах Мировое кино Мастерская Первого и Экспериментального фильма Иосиф Кобзон Олег Стриженов Николай Лебедев Расписание РосПрограмм Публичные встречи Марчелло Мастроянни Андрей Тарковский Людмила Гурченко Андрей Петров Юрий Богатырев Бернардо Бертолуччи ТВ Игорь Владимиров Ленфильм Эва Шикульска Коронавирус Вия Артмане Блог Юрий Никулин Олег Басилашвили Кинофестивали Квентин Тарантино Андрей Звягинцев Дом кино Федерико Феллини Анатолий Эфрос Алексей Балабанов Радио Авдотья Смирнова Круглый стол

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: