Воительница

Светлана Крючкова всегда казалась взрослой и мудрой. Ощущение такое, что и в 17 лет она не была девчонкой-дурочкой, веселушкой-хохотушкой. Она была взрослой от рождения. Впрочем, и жизнь ей ничего не преподносила на тарелочке с голубой каемочкой. Всего и всегда она добивалась в этой жизни сама.

Впервые появившись на экране в фильме «Большая перемена», она, совсем еще юная, уже играла героиню, чья влюбленность в учителя истории была сродни материнской, и уж никак не походила на первую девичью влюбленность. Она пела: «Мы выбираем, нас выбирают — как это часто не совпадает!», и была в этих словах такая зрелая женская боль, какой не бывает у девчонок. Только-только появившись в БДТ, она сыграла в знаменитом спектакле Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» именно ту из сестер, которая оказалась способна понять и оценить красоту чужой души, чужого чувства, и «полюбить за муки», как искони водилось на Руси.

Вообще, Светлана Крючкова всегда и на всех производит впечатление незаурядной крупной личности. Сильной, умной, независимой. Не приемлющей поражения. Это не всем нравилось. И в жизни, и на сцене, и на экране. Ей, кажется, ни разу не приходилось играть женщину легкую, беконфликтную, простую. Простую не в социальном смысле, а в смысле внутренней организации. Даже когда она играет полу-идиоток, в них все равно читается личностная мощь. Как, скажем, в деревенской новобрачной из фильма Ильи Авербаха «Объяснение в любви», или в жене управляющего Баскервиль-холла из «Собаки Баскервилей» Игоря Масленникова, или в перезрелой деве из «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Все ее героини всегда были способны на Поступок (как и она сама, настоящая). Ее Аксинья из «Тихого Дона», молодая хозяйка Нискавуори, горьковская Василиса, сыгранные на сцене АБДТ в спектаклях Товстоногова, обладали гигантской внутренней силой, которая всегда оборачивается трагедией в мире, где женщине не положено быть сильной. И кем бы ни были женщины, которых она играла, они всегда были царственны — и судебный секретарь («Старший сын» В. Мельникова), и крановщица со стройки («Премия» С. Микаэляна»), и лесковская Воительница из одноименного фильма А. Зельдовича, и, конечно же, императрица Екатерина Великая («Царская охота» В. Мельникова).

Нередко ее собственные личные качества так неожиданно и точно ложатся на персонажей, которых она играет, что возникает совершенно новая трактовка давно знакомых образов. В ней всегда было удивительное, цементирующее чувство семьи. И когда в исполнении Крючковой на сцене появляются Раневская из «Вишневого сада», брехтовская мамаша Кураж и хозяйка пансиона Милли из спектакля «Прекрасен, чуден белый свет» (по пьесе А. Фугарда «Там живут люди»), то каждая из них оказывается как раз тем «столпом», на котором только и держится непрочное хрупкое строение, которое они считают семьей. Когда ее Раневская узнавала о продаже имения, она — красивая, цветущая, крупная женщина — потрясенно замирала на авансцене, и чем дольше длилось это ее трагическое молчание, тем ярче осознавалась каждым сидящим в зале ужасная утрата. Утрата эпохи прелестных усадеб, утрата поколения людей-бабочек, утрата того волшебного аромата жизни, о котором пожалеют еще не раз.

Крючкова как никто умеет в одно мгновение из дурнушки стать прекрасной, из смешной сделаться трагической. Замороченная крикливая халда из «Родни» Н. Михалкова в мгновение ока превращается в светлое олицетворение дочерней и материнской любви; безмятежно-глупая гоголевская Агафья Тихоновна каменеет от горя и незаслуженного оскорбления как Медея; а напористая профсоюзная активистка из «Старых кляч» Эльдара Рязанова, несмотря на зрелые лета, вдруг оказывается застенчивой и нежной возлюбленной.

Своевольная, Крючкова всегда в жизни делала только то, что хотела, и не было силы, способной ее заставить делать что-то вопреки собственной воле. Творческая зрелость пришла к ней так рано, что юбилеи было впору отмечать всякий раз, как актриса подходила к любой более или менее круглой дате.

Кажется, юбилей (вещь, которую женщины, и в особенности актрисы, не сильно жалуют, а подчас и скрывают) никаких внутренних сдвигов в ней не производит. Она была взрослой и мудрой с рождения, и паспортные данные тут ни при чем. С ее жизненной силой никакие годы не справятся; профессиональный успех сопутствует ей всегда; а зрительская любовь не покидала ее ни на минуту с той самой «Большой перемены». Наверное, поэтому, поздравляя народную артистку России, профессора Светлану Николаевну Крючкову с днем рождения, ей и пожелать хочется не того, чего обычно желают актрисам. Не вечной молодости — а просто здоровья. Не творческого долголетия — а просто работы, хороших ролей. Не успехов — а Свершений. То есть, как раз того, что зависит не от нее, а от Высшей воли. Того, что зависит от нее самой, желать ей незачем: она по самой природе своей, по человеческой и творческой сути — победительница, и по-другому просто не умеет.

Текст опубликован в газете «Невское время».

Темы

Алексей Герман Андрей Петров Вия Артмане Андрей Тарковский День Победы Павел Лебешев Анатолий Эфрос Автор: Ирина Павлова СМИ о нас Мировое кино Коронавирус Бернардо Бертолуччи Игорь Владимиров Радио Ефим Копелян Лекции Николай Еременко Никита Михалков Иосиф Кобзон Алексей Балабанов Олег Стриженов Алиса Фрейндлих Публичные встречи Лариса Гузеева Марчелло Мастроянни Текст Елена Соловей Пушкин БДТ Отар Иоселиани Кинофестивали Евгений Леонов Наталья Пушкина Наше кино Публикации в СМИ Эва Шикульска Юрий Никулин Мастерская Первого и Экспериментального фильма Юрий Богатырев Юрий Павлов Карен Шахназаров Фото Автор: Юрий Павлов Франко Дзеффирелли Видео Автор: Марианна Голева РосПрограммы ММКФ   Дом кино Блог Кира Муратова Олег Басилашвили Людмила Гурченко Крошка-енот Римма Маркова Николай Лебедев Расписание РосПрограмм Круглый стол Светлана Крючкова Ленфильм Борис Хлебников Георгий Товстоногов Федерико Феллини Квентин Тарантино Футбол ТВ Андрей Звягинцев Михаил Козаков Илья Авербах Авдотья Смирнова

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: