Разгребала мегатонны старых текстов в поисках нужного, и наткнулась на статью, написанную году в 1996-м, для энциклопедии (у меня этих текстов много было написано про всё на свете, а храниться они у меня стали именно с 1996-го, когда я купила себе первый компьютер).

И вот, значит, нечаянно наткнулась на старый текст, который мне сегодня про человека, про давнюю подругу внезапно объяснил гораздо больше, чем я тогда предполагала.

Лар, смотри, что нашла.

 

Гузеева

Актерскую судьбу Ларисы Гузеевой с нечаянной точностью сформулировала трехтомная французская киноэнциклопедия, где Гузеева оказалась единственной упомянутой русской актрисой своего поколения. Расписавшись целым абзацем комплиментов по поводу дебюта Гузеевой в кино, французский автор энциклопедического материала далее меланхолично добавил: «к сожалению, больше в кино не снималась, но мы уверены, что она еще вернется и блеснет своей восхитительной красотой и чудесным талантом».

Свыше 25 киноролей, сыгранных актрисой за последующие 15 лет, для французской киноэнциклопедии не существовали.

Лариса Гузеева и впрямь оказалась жертвой своего невероятно громкого дебюта в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова. Огромный международный зрительский успех экранизации «Бесприданницы» Островского и жестокий критический разгром картины полностью спроецировались на судьбу молодой актрисы, и лишь по истечении времени стало очевидно, что отмеченный критикой недостаток лиризма, «чистой голубизны» в характере Ларисы Огудаловой, которую сыграла Гузеева, был не актерским просчетом, а концептуальным решением.

Если угодно, рядом с великолепным циником Паратовым, которого сыграл Никита Михалков, только такая Лариса — страстная, способная ради любви и убить, и умереть — могла существовать на равных. Нервный темперамент «бесприданницы», её экспансивность и решительность как раз и стали теми ключевыми качествами, которые погубили героиню фильма. Гузеева сыграла не хрупкую беззащитную красавицу, а роковую страстотерпицу, которую не приняла критика, навесившая на неё множество негативных ярлыков.

Фатальную роль в актерской судьбе Гузеевой всегда играло несовпадение внешних и внутренних данных — трогательная красота лирической героини и неожиданно резкий темперамент, природный вкус к характерности. Роли беззащитных жертв, непрерывно предлагавшиеся актрисе после «Жестокого романса», во многом противоречили её актерской природе.

Пожалуй, только Владимир Хотиненко сумел по достоинству оценить эти качества дарования Ларисы Гузеевой, дважды предложив ей острохарактерные роли в своих картинах, и оба раза попавший точно в цель. Эксцентричная шлюха-карьеристка в ленте «СВ. Спальный вагон» на протяжении фильма несколько раз меняла «маски» — от образа строгой чиновной дамы, пуританки, добродетельной жены, спортсменки-культуристки — до разнузданной потаскухи, хищницы, скандалистки и, наконец, обыкновенной ревущей бабы, узнавшей, что слюнтяй-муж изменяет ей с толстой продавщицей.

Актерская свобода, бесстрашие и раскованность Гузеевой в этой роли, где она не побоялась спрятать свою знаменитую красоту под толстым слоем намазанного на лицо крема, воспринимались тогда как неожиданное и оригинальное режиссерское открытие, как нечаянная удача актрисы. Однако роль Зинаиды в нашумевшей «Патриотической комедии» Хотиненко уже совершенно определенно продемонстрировала, что сильная энергетика и острая характерность на грани клоунады — реальные свойства дарования Гузеевой, а не случайная режиссерская находка. В мифологических коллизиях и острых эскападах «Патриотической комедии», в партнерстве с Сергеем Маковецким, Сергеем Виноградовым и Алексеем Серебряковым существовавшая естественно и весело, серьезно и чуточку пародийно, Лариса Гузеева органично вписалась в эту компанию, словно подсказывая и кинематографу, и публике тот круг персонажей и исполнителей, который ей реально близок.

Идеальное амплуа Гузеевой — именно суперсовременная героиня, легко сочетающая в себе изящество облика с мужской силой характера и яркой эксцентричностью его проявлений. В самой модернистской парадоксальности этого сочетания кроется секрет необычной индивидуальности актрисы, так по достоинству и не оцененной кинематографом — просто в силу того, как постепенно скукоживается объем и оригинальность женских характеров в современном кино.

Темы

Отар Иоселиани Франко Дзеффирелли РосПрограммы ММКФ Иосиф Кобзон Никита Михалков Юрий Павлов Илья Авербах Блог Фото Эва Шикульска Пушкин Автор: Ирина Павлова Публичные встречи Анатолий Эфрос Юрий Богатырев Футбол Михаил Козаков Николай Еременко БДТ Андрей Звягинцев Николай Лебедев Евгений Леонов Ленфильм Андрей Тарковский Елена Соловей Олег Басилашвили Игорь Владимиров Расписание РосПрограмм Кира Муратова Автор: Юрий Павлов Квентин Тарантино Георгий Товстоногов Автор: Марианна Голева Мировое кино Наталья Пушкина Радио Юрий Никулин Круглый стол Видео Текст Павел Лебешев Алиса Фрейндлих Светлана Крючкова Крошка-енот Ефим Копелян ТВ Алексей Герман Борис Хлебников Вия Артмане Римма Маркова Марчелло Мастроянни Олег Стриженов Андрей Петров Алексей Балабанов Публикации в СМИ Людмила Гурченко СМИ о нас Лариса Гузеева Наше кино Авдотья Смирнова Федерико Феллини Бернардо Бертолуччи Мастерская Первого и Экспериментального фильма Коронавирус Дом кино   День Победы Лекции Карен Шахназаров Кинофестивали

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: