Тридцать лет без Тарковского — много это или мало?
С таким же успехом можно подобный вопрос задать о любом великом мыслителе, реформаторе языка, просто о великом художнике.
И ясного ответа на этот вопрос не будет ни у кого. Вернее, будет: у каждого свой.
К тому же, в нынешнем году исполняется и 50 лет фильму «Андрей Рублев», — ключевому для понимания Тарковского как художника и философа.
Об Андрее Тарковском написаны тома, о нем снято множество фильмов, и, наверняка, еще много будет написано и снято.
Он создал свой уникальный кинематограф, масштабный киномир, — у которого за эти тридцать лет появилась масса подражателей. Его особый способ кинематографического мышления, кинематографической пластики пытались копировать. Копии иногда были даже недурны. Шедевров, однако, среди этих копий не случилось.
Сегодня — как и тридцать лет назад — язык Тарковского
И
Наша ретроспектива «30 лет без Тарковского», вобравшая в себя всё, снятое самим Мастером, и многое (практически, основное) снятое о нем, — призвана решить важную, пусть и не глобальную задачу: позволить зрителю просто прийти в кинозал и увидеть этот кинематограф целиком, с «комментариями» современников, каковыми, без сомнения, являются собранные в программе документальные фильмы об Андрее Тарковском.