За время, прошедшее с момента смерти Алексея Балабанова, страна успела не от шока оправиться, а наоборот, осознать, какого масштаба потерю понесла. О Балабанове и при
Он еще при жизни вкусил и народной любви — как ни один режиссер его поколения, а уж про любовь критики — и говорить нечего.
С другой стороны, к его фильмам часто бывали несправедливы. По разным причинам. Западники — к одним, почвенники — к другим, эстеты — к третьим. Он, собственно, был и человеком, плохо вписывавшимся «в контекст», и художником, не стремившимся «нравиться». Он был во всем — наособицу. Ну, в самом деле, кому бы еще могло прийти в голову, допустим, взять и дописать финал к «Замку» Кафки? У кого духу бы хватило? Но ему нужен был финал — и он его дописал. Или вот еще — взять молодого интеллектуала, с высшим образованием, «написанным» во весь лоб, — и сделать его народным героем, да таким, какого полюбили буквально все — от рафинированных интеллигентов до последних гопников?
Балабанов очень чувствовал и понимал Россию. Как мало кто. У него было на Россию стереоскопическое зрение и абсолютный слух. Он видел её и понимал от самого дна до стратосферы. Может, оттого и каждое его художественное высказывание было всегда мощным и практически всегда вызывало споры. Кажется, лишь к самой первой его картине (большой, профессиональной), к «Счастливым дням» по мотивам Беккета, никто не придирался: все просто искренне радовались рождению настоящего художника.
А потом — за что ему только не пеняли.
За то, что показывал человеческую изнанку в ее отвратительной наготе — в
Всего и не перечесть.
Хотя все понимали, что именно этот человек, быть может, единственный пишет масштабный портрет страны и времени, в котором живет, по которому о нас будут судить потомки, но всем
Те, про кого он снимал свои фильмы, могли быть и грязноваты, и пахнуть нехорошо, в прямом и переносном смысле, и всё же никогда не были они
Даже в последнем фильме, «Я тоже хочу», бандит и убивец, которого «не взяла» Колокольня — и тот не был. И тому Балабанов придал человечьи черты и пожалел его.
Он «сделал судьбы» многим людям, от Виктора Сухорукова до Сергея
В нем жил всегда демиург, а его называли разрушителем.
Со временем, без сомнений, о нем и его кинематографе напишут обобщающие труды — и, вот увидите, окажется, — многое из того, что впервые возникло в фильмах Балабанова — спустя время с очевидностью возникло в нашей реальной жизни.
А сегодня надо просто сесть и пересмотреть все его фильмы подряд. Не в памяти воспроизвести, со всеми — у каждого своими — личными заморочками, а именно что пересмотреть: один за другим.
Многое в них откроется, чего прежде глазу видно не было.
Не
Про его жизнь и судьбу сегодня, задним числом, много всякого можно наконструировать, в том числе и мистического. Я ничего этого и делать не хотела и не думала, но внезапно в голову само полезло.
И сейчас вдруг открылось, что Балабанов тоже «закольцевал свою пьесу»:
«Счастливые дни» — «Я тоже хочу».