Длинный, длинный фильм

Российские программы ММКФ — это почти нескончаемый киномарафон.

В Доме кино, где они традиционно проводятся, на отшибе от «большого фестиваля», можно «зависнуть» с утра до поздней ночи на восемь дней, и выйти на свободу человеком, знающим про отечественное кино прочти всё. В сущности, Российские программы — это не просто годовой срез всего, что было сделано в отечественном кино, но, своего рода киноуниверситет, «обучение» в котором всегда опирается не только на сегодняшний контекст, но и на ретроспективу.

Можно посмотреть в Малом зале главное, что было сделано за год в кинодокументалистике и анимационном кино, увидеть работы классиков, сравнить их с дебютами, и стать фактически специалистом в вопросе, обнаруживая и кинематографические тенденции, и социальную проблематику, и понимание подвижек художественного стиля.

Можно войти в Белый зал, и остаться там «навсегда», потому что масштабная ретроспектива фильмов, снятых по сценариям лидера сегодняшней российской кинодраматургии Юрия Арабова — это, одновременно, и показ картин выдающихся кинорежиссеров, увенчанных всевозможными лаврами и наградами, показ, складывающийся в огромный философский кинороман о человеке, мире и истории. А потом, сразу после масштабных эпических полотен, ворваться в мир короткометражного кино, далеко не всегда снятого только дебютантами, а подчас и нагруженного смыслами ничуть не меньше полнометражных картин.

Ну и, разумеется, программа «Новое кино», которая параллельно проходит в Большом зале — это не просто 24 игровые картины. Это, фактически, огромный сериал о сегодняшней и прошлой России, где есть место всему.

Здесь можно увидеть и костюмно-исторический фильм про любовь и разлуку на фоне войны с Наполеоном («Василиса», реж. Антон Сиверс), масштабный байопик о жизни победителя всех и вся, борца Ивана Поддубного («Поддубный», реж. Глеб Орлов), новую работу Александра Митты «Шагал-Малевич», созданную как диалог, как дискуссию не только по вопросам живописи, но и по вопросам жизни, а также новую экранизацию пушкинского «Дубровского» (реж. Александр Вартанов, Кирилл Михановский).

Здесь без труда можно рассмотерть огромный блок фильмов на тему «легко ли быть молодым в России», где героям приходится жить по странным, а иногда и страшным законам реальности («Комбинат Надежда» реж. Наталья Мещанинова и «Я не вернусь», реж. Ильмар Рааг), где рифмуется «любовь-кровь» (фильмы «Один год», реж. Оксана Бычкова и «Саранча», реж. Егор Баранов).

Здесь жизнь выглядит трагифарсом, в котором привычные вещи переворачиваются с ног на голову и обратно («Скорый Москва-Россия», реж. Игорь Волошин, «Ч/Б», реж. Евгений Шелякин, «Всё и сразу», реж. Роман Каримов), а классик советского кино Эльёр Ишмухамедов фильмом «Гвоздь» возвращает самого себя в мир юных, в котором кипят нешуточные «взрослые» страсти.

Современная история Анны Карениной в фильме Светланы Проскуриной «До свидания, мама» оказывается перевертышем в духе Тома Стоппарда, да и советское ретро в фильме «Кино про Алексеева» режиссера Михаила Сегала окажется отнюдь не только ироничным напоминанием о прелестях «совка», но и сюжетом «о странностях любви».

Своего рода «перевертышами» минувший киногод вообще очень богат. В нем едва ли не каждая картина оказывается в итоге совсем не тем, чем поначалу выглядит. Картина «Спроси меня» дебютантки Веры Харыбиной чуть ли не до середины воспринимается как документальный фильм, пока, наконец, до зрителя не дойдет, что всё это — восемь игровых сюжетов. А картина «Восьмерка» мэтра отечественного кино Алексея Учителя долго будет «притворяться» то историей про любовь, то боевиком, пока, наконец, не откроет зрителю свою реальную, потаенную суть — сюжета о «потерянном поколении». И странная «рифма» между этими двумя картинами возникает отнюдь не только из цифры 8.

Точно так же «рифмуются» между собой ленты «Белый ягель» Владимира Тумаева и «Белая, белая ночь» Рамиля Салахутдинова, хотя, казалось бы, что, кроме названия, может рифмоваться в детективной истории про питерского таксиста-бомбилу и фильме о судьбах народов севера. И, тем не менее обе эти картины — о проблеме выбора. Оба сюжета возвращают нас к классическому сказочному вопросу, стоящему перед богатырем на распутье: куда идти.

В сущности, это вечный вопрос не только отечественной жизни и отечественной культуры.

А у нас есть свой (пусть и шутливый) ответ на этот вопрос. Как куда? Конечно же, в Дом кино, на Российскую программу!

Темы

Олег Басилашвили Алексей Герман Кира Муратова БДТ Игорь Владимиров Блог Никита Михалков Борис Хлебников Николай Еременко Михаил Козаков Наталья Пушкина Франко Дзеффирелли Отар Иоселиани Анатолий Эфрос Юрий Никулин Илья Авербах Юрий Павлов Лекции Расписание РосПрограмм ТВ Андрей Тарковский Текст Радио Авдотья Смирнова Публикации в СМИ РосПрограммы ММКФ Коронавирус Алиса Фрейндлих Футбол Иосиф Кобзон Пушкин Федерико Феллини Марчелло Мастроянни День Победы Мастерская Первого и Экспериментального фильма Павел Лебешев Фото Андрей Звягинцев Римма Маркова Крошка-енот Ленфильм Светлана Крючкова Наше кино Дом кино Ефим Копелян Георгий Товстоногов Квентин Тарантино Автор: Ирина Павлова Евгений Леонов Юрий Богатырев   Автор: Юрий Павлов Круглый стол СМИ о нас Мировое кино Андрей Петров Алексей Балабанов Николай Лебедев Бернардо Бертолуччи Людмила Гурченко Автор: Марианна Голева Карен Шахназаров Олег Стриженов Лариса Гузеева Публичные встречи Эва Шикульска Елена Соловей Видео Кинофестивали Вия Артмане

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: