Длинный, длинный фильм

Российские программы ММКФ — это почти нескончаемый киномарафон.

В Доме кино, где они традиционно проводятся, на отшибе от «большого фестиваля», можно «зависнуть» с утра до поздней ночи на восемь дней, и выйти на свободу человеком, знающим про отечественное кино прочти всё. В сущности, Российские программы — это не просто годовой срез всего, что было сделано в отечественном кино, но, своего рода киноуниверситет, «обучение» в котором всегда опирается не только на сегодняшний контекст, но и на ретроспективу.

Можно посмотреть в Малом зале главное, что было сделано за год в кинодокументалистике и анимационном кино, увидеть работы классиков, сравнить их с дебютами, и стать фактически специалистом в вопросе, обнаруживая и кинематографические тенденции, и социальную проблематику, и понимание подвижек художественного стиля.

Можно войти в Белый зал, и остаться там «навсегда», потому что масштабная ретроспектива фильмов, снятых по сценариям лидера сегодняшней российской кинодраматургии Юрия Арабова — это, одновременно, и показ картин выдающихся кинорежиссеров, увенчанных всевозможными лаврами и наградами, показ, складывающийся в огромный философский кинороман о человеке, мире и истории. А потом, сразу после масштабных эпических полотен, ворваться в мир короткометражного кино, далеко не всегда снятого только дебютантами, а подчас и нагруженного смыслами ничуть не меньше полнометражных картин.

Ну и, разумеется, программа «Новое кино», которая параллельно проходит в Большом зале — это не просто 24 игровые картины. Это, фактически, огромный сериал о сегодняшней и прошлой России, где есть место всему.

Здесь можно увидеть и костюмно-исторический фильм про любовь и разлуку на фоне войны с Наполеоном («Василиса», реж. Антон Сиверс), масштабный байопик о жизни победителя всех и вся, борца Ивана Поддубного («Поддубный», реж. Глеб Орлов), новую работу Александра Митты «Шагал-Малевич», созданную как диалог, как дискуссию не только по вопросам живописи, но и по вопросам жизни, а также новую экранизацию пушкинского «Дубровского» (реж. Александр Вартанов, Кирилл Михановский).

Здесь без труда можно рассмотерть огромный блок фильмов на тему «легко ли быть молодым в России», где героям приходится жить по странным, а иногда и страшным законам реальности («Комбинат Надежда» реж. Наталья Мещанинова и «Я не вернусь», реж. Ильмар Рааг), где рифмуется «любовь-кровь» (фильмы «Один год», реж. Оксана Бычкова и «Саранча», реж. Егор Баранов).

Здесь жизнь выглядит трагифарсом, в котором привычные вещи переворачиваются с ног на голову и обратно («Скорый Москва-Россия», реж. Игорь Волошин, «Ч/Б», реж. Евгений Шелякин, «Всё и сразу», реж. Роман Каримов), а классик советского кино Эльёр Ишмухамедов фильмом «Гвоздь» возвращает самого себя в мир юных, в котором кипят нешуточные «взрослые» страсти.

Современная история Анны Карениной в фильме Светланы Проскуриной «До свидания, мама» оказывается перевертышем в духе Тома Стоппарда, да и советское ретро в фильме «Кино про Алексеева» режиссера Михаила Сегала окажется отнюдь не только ироничным напоминанием о прелестях «совка», но и сюжетом «о странностях любви».

Своего рода «перевертышами» минувший киногод вообще очень богат. В нем едва ли не каждая картина оказывается в итоге совсем не тем, чем поначалу выглядит. Картина «Спроси меня» дебютантки Веры Харыбиной чуть ли не до середины воспринимается как документальный фильм, пока, наконец, до зрителя не дойдет, что всё это — восемь игровых сюжетов. А картина «Восьмерка» мэтра отечественного кино Алексея Учителя долго будет «притворяться» то историей про любовь, то боевиком, пока, наконец, не откроет зрителю свою реальную, потаенную суть — сюжета о «потерянном поколении». И странная «рифма» между этими двумя картинами возникает отнюдь не только из цифры 8.

Точно так же «рифмуются» между собой ленты «Белый ягель» Владимира Тумаева и «Белая, белая ночь» Рамиля Салахутдинова, хотя, казалось бы, что, кроме названия, может рифмоваться в детективной истории про питерского таксиста-бомбилу и фильме о судьбах народов севера. И, тем не менее обе эти картины — о проблеме выбора. Оба сюжета возвращают нас к классическому сказочному вопросу, стоящему перед богатырем на распутье: куда идти.

В сущности, это вечный вопрос не только отечественной жизни и отечественной культуры.

А у нас есть свой (пусть и шутливый) ответ на этот вопрос. Как куда? Конечно же, в Дом кино, на Российскую программу!

Темы

Автор: Марианна Голева Карен Шахназаров Круглый стол Публикации в СМИ Павел Лебешев Олег Стриженов Алиса Фрейндлих Коронавирус Автор: Ирина Павлова Людмила Гурченко Федерико Феллини Андрей Петров Футбол Алексей Герман Автор: Юрий Павлов Блог Наше кино Дом кино ТВ Эва Шикульска   Публичные встречи Елена Соловей Видео Ефим Копелян Расписание РосПрограмм Лариса Гузеева Ленфильм Илья Авербах Квентин Тарантино Пушкин Радио Текст Кира Муратова Вия Артмане Римма Маркова БДТ Юрий Никулин Марчелло Мастроянни Иосиф Кобзон Михаил Козаков Отар Иоселиани Андрей Тарковский Франко Дзеффирелли Николай Еременко Лекции Авдотья Смирнова Алексей Балабанов День Победы Никита Михалков Мировое кино Борис Хлебников Юрий Павлов Светлана Крючкова Николай Лебедев Игорь Владимиров Мастерская Первого и Экспериментального фильма Кинофестивали Георгий Товстоногов Евгений Леонов РосПрограммы ММКФ Фото Олег Басилашвили Бернардо Бертолуччи Наталья Пушкина Крошка-енот СМИ о нас Андрей Звягинцев Юрий Богатырев Анатолий Эфрос

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: