Хорошее кино есть!

Каждый раз, приступая к формированию программы «Новое кино России», оказываешься перед проблемой выбора: показать фильм, весьма характерный для общего портрета киногода, но виденный буквально всеми, или тот, который заслуживает внимания, но почти не имеет шансов на встречу с публикой?

В самом деле, блокбастеры «Обитаемый остров», «Тарас Бульба», «Стиляги» — стали хитами сезона. Но именно поэтому каждый, кто хотел их увидеть — увидел.

Куда менее счастливой пока выглядит будущая прокатная судьба ленты, сделанной почти одновременно с ними, и, несомненно, заслуживающей внимания публики — картины Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». Драматическая история семьи, где каждый — личность огромного масштаба. И столкновения этих «айсбергов» чреваты почти вселенскими катастрофами. Режиссеру удалось собрать в картине ансамбль звезд. Не снять вместе, а именно составить ансамбль — равного которому по уровню и качеству что-то даже и не припомню в последние несколько лет. Мало того, каждая из этих звезд сыграла нечто полностью противоположное собственному сложившемуся творческому имиджу. Казалось бы, при километровых фильмографиях Светланы Крючковой и Алексея Петренко, невозможно предложить им нечто, дотоле ими несыгранное; казалось бы, именно Марию Шукшину невозможно представить себе в той роли, которая была отдана ей и с блеском ею сыграна; казалось бы, нет никого менее похожего на Константина Воробьева, чем его герой. Мы получили возможность, быть может, впервые за много лет, увидеть на экране одновременно несколько актерских работ «не сегодняшнего» качества и уровня. А маленький Саша Дробитько — просто чудо-ребенок, какого, пожалуй, и не было в нашем кино со времен Миши Филипчука в ленте «Вор».

В программе 11 премьер. И все эти фильмы (как, впрочем, и не премьерные!), выходят в несчастливое для себя время, когда рассчитывать смогут, в лучшем случае, на ночные показы по ТВ, или на «кочевье» по многочисленным российским фестивалям, где их увидит несколько сотен зрителей.

Вера Глаголева, обратившись к совершенно непривычному для себя материалу, сняла ленту «Одна война», с которой, вероятно, начнется новый отсчет ее режиссерской биографии. Трагическая история, лежащая в основе сюжета, заставила режиссера радикально пересмотреть собственный привычный «творческий багаж» и снять фильм неожиданный и пронзительный.

Фильм безвременно ушедшего режиссера Григория Никулина «Антонина обернулась» — тонкое (как всегда у Никулина) размышление о жизни, которую мы проживаем. А наша ли это жизнь, а успеем ли мы, вместе с героиней фильма, «обернуться»? Стилевую остроту картине придает неординарный актерский ансамбль — Эра Зиганшина-Сергей Дрейден-Юрий Шевчук.

«Обстоятельства» Павла Руминова — современный гротеск, сделанный с тем режиссерским «шиком», с каким только и нужно снимать авангардное кино. Это, что называется, «авангард принципиальный» (увы, в отечественной практике чаще бывает, что режиссер снимает «авангард» просто потому, что не умеет снимать «нормальное» кино). Вообще, авангард в программе представлен полно и широко. Это и режиссерский дебют актуального художника, видеоинсталятора, перформансиста Якова Каждана «Дохлая кошка» — остроумный бред, очень похожий на жизнь (или наоборот, жизнь, похожая на бред?), в итоге приводящий к совсем не авангардной формуле переоценки жизненных ценностей. Это и лента Рано Кубаевой «ФИГА.РО» — история о жизни, как форме игры, или игре — как форме жизни; это и «Kislorod» Ивана Вырыпаева — своеобразный фильм-клип, снятый в масштабах киноэпопеи.

Борис Хлебников в ленте «Сумасшедшая помощь» рассказывает не столько историю гастарбайтера в Москве (и даже не историю о том, что и в мегаполисе можно встретить доброго человека), сколько трагикомедию нашего современного социума, в котором никто не должен и не хочет выполнять свои обязанности, в котором всё перевернуто с ног на голову, а мы сами настолько к этому привыкли, что любые нормальные, естественные человеческие проявления кажутся нам абсурдом.

Вечный «одиночка» Сергей Ткачев — сам себе продюсер, сценарист, режиссер, и вообще, единый во всех лицах,  — в фильме «Тесные врата» поднимает мучительную для каждого тему личного греха и воздаяния за него. Вообще, Ткачев — из уникального «племени» адептов стопроцентно авторского кино, которые, в самом деле, лично «отвечают» за каждое слово и за каждый кадр в своих лентах.

Название фильма «Будь со мной» режиссер-дебютант Мария Максимова пыталась поменять несколько раз. Видимо, оно казалось ей слишком мелодраматичным. Но, в конце концов, бесстрашно оставила именно это название для истории о современном молодежном взгляде на такие вещи, как любовь и верность. Оставила, хотя фильм — вовсе не мелодрама. Оставила, как лозунг, как формулу собственного авторского кредо. И правильно сделала.

В программе вообще сделана попытка соединить в некий сюжетный конгломерат работы маститых с работами начинающих, если угодно, «зарифмовать» их тематически и мировоззренчески. И потому рядом с юродивым, играющим во власть («Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя) возникает представитель власти, становящийся «юродивым» («Придел ангела» Николая Дрейдена); «Сказка про темноту» Николая Хомерики удивительным образом перекликается с «Пассажиркой» Станислава Говорухина (женщина среди мужчин в погонах); картину мира, возникающую в фильме Веры Сторожевой «Скоро весна», о мнимом и подлинном милосердии, своеобразно дополняет мир, выстроенный Дмитрием Астраханом в ленте «На свете живут добрые, хорошие люди», где герои предпринимают попытку построить светлое будущее в отдельно взятом городе.

Масштабный костюмно-исторический боевик представлен в программе лентой Андрея Разенкова «Кромовъ», рассказывающей о полковнике царской армии, в Париже, в эмиграции оказавшемся хранителем царской казны; более камерная «Татарская княжна» — режиссерский дебют сценаристки Ирины Квирикадзе — знаменитый эпизод из жизни Анны Ахматовой и ее парижского романа с Модильяни. Великого Поэта сыграли в фильме две актрисы — юная Дана Агишева и великая Ханна Шигула.

Когда-то в нашу жизнь вошли фильмы про Петрова и Васечкина. Создатель этой культовой комедийно-музыкальной «киноэпопеи» снял потом немало фильмов, Петров с Васечкиным давно выросли, а воспоминание о том «празднике непослушания» так и не стёрлось из памяти. И поэтому мы просто не смогли не включить в программу новый фильм-праздник Владимира Аленикова «Улыбка Бога», полный искрометного юмора, неповторимого одесского колорита и просто человеческой теплоты.

Как всегда, обширно представлена в Российских программах новая кинодокументалистика. В программу вошли фильмы, снятые не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге. Из них 10 лент — премьерные показы.

Если обобщить тональность документальной программы, то окажется, что ленты, снятые в предкризисную и кризисную пору, объединены жизнелюбивой тональностью вопреки всем драмам и проблемам, которые волнуют художников, как маститых — Павла Костомарова («Вдвоем»), Евгения Соломина («Глубинка 35×45»), Андрея Головнева («Почтовая лошадь»), так и молодых — Ивана Твердовского-мл. («Словно жду автобуса…, «), Евгения Митту («Олег Кулик: вызов и провокация»).

Есть в программе и необычные дебюты: фильм киноведа, писательницы, драматурга Татьяны Москвиной «Пропавший театр» (совместно с Александром Киселевым) и автобиографический фильм знаменитого художника-фотографа Игоря Гневашева «Моё множество лет».

Взглянув на перечень названий, нетрудно заметить, что мир российской провинции по-прежнему интересен современной кинодокументалистике. Плюс к тому — в программу вошло несколько фильмов об искусстве (как мало их было в последние годы!). Плюс к тому — фильмы-размышления о сложных нравственных проблемах, такие, как лента Олега Морозова «Следующее воскресенье». В результате возникает сложный, многомерный, объемный образ современной российской жизни.

Новая российская анимация — одна из самых любимых зрителями программ. Почти 50 короткометражек плюс одна полнометражная лента «День рождения Алисы» Сергея Серегина. В программе будут показаны продолжения полюбившихся сериалов — «Гора самоцветов» (Сказки народов России) и «Смешарики». В показе также участвуют последние работы известных мастеров — Ивана Максимова («Дополнительные возможности Пятачка»), Олега Ужинова («Раз, два, три — елочка, гори!»), Дмитрия Наумова («Гошины сказки», «Три котенка»), Виктории Барбэ («КОАПП 2. Пропало озеро») и других.

Российские программы представляют так же ретроспективу фильмов Киры Муратовой. Ретроспектива эта — независимо от повода — безусловно, станет гвоздём программы для всех, кто любит настоящее кино. А показ в рамках этой ретроспективы новой ленты Мастера «Мелодия для шарманки», мы уверены, будет «специальным событием» не только по официальному названию, но и по смыслу.

И, разумеется, мы по-прежнему следим за «теми, кто пришел»: за студентами и выпускниками кинематографических вузов, чьи работы получили признание на различных отечественных смотрах, конкурсах и фестивалях. Программа так и называется: «Призеры национальных студенческих кинофестивалей».

Словом, неправы были те, кто боялся, что в России-2009 не станет хорошего кино. Хорошее кино есть, и его — много!

Темы

Юрий Богатырев Автор: Юрий Павлов Бернардо Бертолуччи День Победы Видео Автор: Марианна Голева Андрей Петров Дом кино Георгий Товстоногов Фото Вия Артмане Алиса Фрейндлих   Франко Дзеффирелли Авдотья Смирнова Автор: Ирина Павлова Кинофестивали Ленфильм Светлана Крючкова Коронавирус Блог Анатолий Эфрос Мастерская Первого и Экспериментального фильма Евгений Леонов Николай Лебедев Алексей Балабанов Пушкин Расписание РосПрограмм Крошка-енот Лариса Гузеева Карен Шахназаров Футбол Текст РосПрограммы ММКФ Радио Игорь Владимиров Павел Лебешев Людмила Гурченко Юрий Павлов Олег Басилашвили Наталья Пушкина Кира Муратова Никита Михалков Мировое кино Федерико Феллини Отар Иоселиани Иосиф Кобзон Публикации в СМИ Наше кино Марчелло Мастроянни Юрий Никулин Круглый стол Елена Соловей Римма Маркова Михаил Козаков ТВ Ефим Копелян Олег Стриженов Публичные встречи БДТ Лекции Борис Хлебников Квентин Тарантино Илья Авербах Николай Еременко СМИ о нас Эва Шикульска Андрей Звягинцев Алексей Герман Андрей Тарковский

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: