Удивительное дело: какими бы способами ни происходило формирование Российских программ ММКФ, но в итоге — словно само собой — получается некое вполне цельное «полотно».
Это невозможно объяснить случайностями и совпадениями. Это практически всегда — выражение тенденций времени.
Возможно, именно для того, чтоб эти тенденции проявлялись со всей наглядностью, и существует уже столько лет наша панорама российского кино.
В самом деле, — и ленты, имевшие счастливую фестивальную (или прокатную) судьбу, и ленты, мало кому известные, и совсем новые фильмы, и фильмы, успевшие стать знаменитыми — будучи собраны вместе, внезапно демонстрируют, что их авторы, не сговариваясь (а, зачастую, и находясь на разных
Но тут и обнажается извечный творческий тренд: важно не «что», важно «как».
Едва ли не каждый фильм нынешней программы «Новое Российское кино» можно было бы озаглавить так, как некогда назвала свою картину Кира Муратова: «Перемена участи». Практически все ленты программы рассказывают о том, КАК надо на ходу спрыгнуть с уже разогнавшегося локомотива собственной жизни — и…
… и либо пойти пешком, озираясь вокруг, и видя то, чего не видел раньше, либо запрыгнуть на встречный поезд, и вернуться назад, либо… Да, собственно, вариантов множество. И каждый глубоко индивидуален.
Можно делать лирический фильм о любви — например, «Апельсиновый сок» Андрея Прошкина, «Десять зим» Валерио Мьели (
Приключения иностранца в России — всегда повод для перемены мест и стиля бытия. От этого просто никуда не деться. Трагикомедия Натальи Наумовой «В России идет снег» построена как раз на столкновении иностранного журналиста с реалиями отечественной глубинки. Но и соприкосновение отечественного обывателя с заморскими реалиями — импульс не меньшей силы. Так чета пенсионеров, смысл жизни для которых давно утрачен, герои ленты Владимира Тумаева «Китайская бабушка», буквально возрождаются из пепла безнадежности благодаря… философии фэншуй… А дети советской партийной элиты, герои
В сущности, сегодняшнее кино почти всё время балансирует на грани авторского и коммерческого, избегая бесхитростной и простой интриги, но так же тщательно уходя от запутанности и «шаманства». Режиссеры разных поколений, использующие совершенно несхожие стилистические приемы, оказываются объединены общим (и, видимо, принципиальным) нежеланием быть чистой «развлекаловкой», и столь же острым нежеланием снимать кино «для узкого круга». Идет целенаправленный поиск зрителя, умеющего в традиционных сюжетных схемах прочитывать авторские коды и смыслы, говорить с авторами на их языке.
Это может быть боевик («Близкий враг», Александра Атанесяна), или «философский экшн» («Золотое сечение», Сергея Дебижева), или детектив с любовной интригой («Фонограмма страсти» Николая Лебедева, «Потерпевший» Александра Галина), но глубинный сюжет останется тем же: человек не хочет и не может жить, «как вчера», а переход в «сегодня» или в «завтра» чреват для него такими глобальными потрясениями и переменами, каких он и сам предвидеть не мог.
Отсюда и условность всех жанровых обозначений, отсюда полижанризм — смешение жанровых структур, когда в том же «Золотом сечении» десять разных людей смогут увидеть десять разных жанров, а в «Апельсиновом соке» под перипетиями гламурного сюжета обнаружить столь любимую режиссером социальную драму.
Впрочем, сегодня и герои сугубо авторского кино озабочены ровно тем же вопросом — вопросом «перемены участи». Игровая картина знаменитого документалиста Юрия Шиллера «Воробей» (включенная к конкурсную программу 32 ММКФ) — это история человека, отказавшегося принимать «общепринятые правила игры». Подросток, герой ленты (в сюжетной основе перекликающейся с фильмом Стэнли Креймера «Благослови зверей и детей»), как раз и выбирает тот самый «прыжок с поезда». Выбирает раз и навсегда, поскольку обратной дороги нет. Точно так же, как и герой дебютной картины Анны Фенченко «Пропавший без вести» — пусть и против собственной воли — вынужден навсегда изменить привычный образ бытия. И в ленте «Жить»
Тема «путешествия в незнаемое» во многих фильмах нашей программы имеет и реальное значение. Это в прямом смысле
Три фильма, посвященные
Даже к традиционным для российского кино экранизациям классики эпиграфом смело можно было бы ставить цоевское «Мы ждем перемен!». И в данном случае совершенно неважно, что герои фильма «Иванов», снятого по мотивам чеховской пьесы театральным режиссером Вадимом Дубровицким, жаждут совсем не тех перемен, что с ними происходят. «Русский человек, по мнению режиссера, — и до сих пор живет неуспешно, так как один его мир — придуманный, а другой — реальный. И когда эти миры сталкиваются, а сталкиваются они неизбежно, — происходит катастрофа».
Как знать, в самом ли деле, «охота к перемене мест» или жажда «перемены участи» — симптом современного общественного «нездоровья», а, может, симптом личной неудовлетворенности человека? Но, в любом случае, это — самоочевидная тенденция времени. Тенденция, под которую совершенно не нужно было подгонять, как задачку под ответ, картину современного российского кино. Она выстроилась сама. Без нашей помощи. Мы просто помогли ей проявиться, сложив ее, как пазл.
Естественно, что потрет киногода был бы неполон без неигрового кино. В программе «Новое документальное кино» представлены как работы известных мастеров — Сергея Мирошниченко, Ирины Уральской, Сергея Дебижева, Тофика Шахвердиева, так и ленты совсем молодых кинематографистов. Из 24 картин программы треть — дебюты. Обширна «география» работ: фильмы программы созданы на киностудиях Москвы,
Новая российская анимация — это всегда самая «лакомая» для публики программа. Почти 50 короткометражек плюс одна полнометражная лента.
Полный метр — это «Белки и Стрелка. Звездные собаки», история знаменитых «космических» собак, рассказанная средствами анимации (режиссеры Святослав Ушаков и Инна Евланникова). Среди авторов короткометражных лент — и дебютанты, и звёзды российской анимации.
Российские программы к
Специальным событием программы станет премьера документального фильма Сергея Ястржембского «Калашников» из каменного века».
Кроме того, вниманию зрителя будет представлен специальный показ документальных лент «Антитеррор: Мир дому твоему» и обширная программа традиционного дискуссионного клуба «Российских программ».