Охота к перемене мест

Удивительное дело: какими бы способами ни происходило формирование Российских программ ММКФ, но в итоге — словно само собой — получается некое вполне цельное «полотно».

Это невозможно объяснить случайностями и совпадениями. Это практически всегда — выражение тенденций времени.

Возможно, именно для того, чтоб эти тенденции проявлялись со всей наглядностью, и существует уже столько лет наша панорама российского кино.

В самом деле,  — и ленты, имевшие счастливую фестивальную (или прокатную) судьбу, и ленты, мало кому известные, и совсем новые фильмы, и фильмы, успевшие стать знаменитыми — будучи собраны вместе, внезапно демонстрируют, что их авторы, не сговариваясь (а, зачастую, и находясь на разных художественно-идеологических полюсах), снимают кино, в сущности, об одном и том же.

Но тут и обнажается извечный творческий тренд: важно не «что», важно «как».

Едва ли не каждый фильм нынешней программы «Новое Российское кино» можно было бы озаглавить так, как некогда назвала свою картину Кира Муратова: «Перемена участи». Практически все ленты программы рассказывают о том, КАК надо на ходу спрыгнуть с уже разогнавшегося локомотива собственной жизни — и…

… и либо пойти пешком, озираясь вокруг, и видя то, чего не видел раньше, либо запрыгнуть на встречный поезд, и вернуться назад, либо… Да, собственно, вариантов множество. И каждый глубоко индивидуален.

Можно делать лирический фильм о любви — например, «Апельсиновый сок» Андрея Прошкина, «Десять зим» Валерио Мьели (Россия-Италия) или «Человек у окна» Дмитрия Месхиева — и при этом обнаружить внутри почти классического сюжета не только неожиданные повороты фабулы, скачки во времени, непривычные, неординарные человеческие характеры и поступки, но и совершенно особое понимание самой формулы «любовный сюжет». И вопрос даже не в том, что один из фильмов сделан молодым, но уже известным мастером артхаусного кино, другой — итальянским режиссером-дебютантом, третий — мэтром с большой и разнообразной фильмографией. Вопрос в различном (подчас даже — принципиально различном) подходе к тому, как человек может изменить собственную жизнь, и должен ли он ее менять.

Приключения иностранца в России — всегда повод для перемены мест и стиля бытия. От этого просто никуда не деться. Трагикомедия Натальи Наумовой «В России идет снег» построена как раз на столкновении иностранного журналиста с реалиями отечественной глубинки. Но и соприкосновение отечественного обывателя с заморскими реалиями — импульс не меньшей силы. Так чета пенсионеров, смысл жизни для которых давно утрачен, герои ленты Владимира Тумаева «Китайская бабушка», буквально возрождаются из пепла безнадежности благодаря… философии фэншуй… А дети советской партийной элиты, герои ретро-мелодрамы Игоря Сукачева «Дом солнца», и вовсе решают отказаться от буржуазных ценностей своих родителей (это посреди «эпохи застоя», когда о буржуазных ценностях большинство граждан страны читало только в передовицах газет).

В сущности, сегодняшнее кино почти всё время балансирует на грани авторского и коммерческого, избегая бесхитростной и простой интриги, но так же тщательно уходя от запутанности и «шаманства». Режиссеры разных поколений, использующие совершенно несхожие стилистические приемы, оказываются объединены общим (и, видимо, принципиальным) нежеланием быть чистой «развлекаловкой», и столь же острым нежеланием снимать кино «для узкого круга». Идет целенаправленный поиск зрителя, умеющего в традиционных сюжетных схемах прочитывать авторские коды и смыслы, говорить с авторами на их языке.

Это может быть боевик («Близкий враг», Александра Атанесяна), или «философский экшн» («Золотое сечение», Сергея Дебижева), или детектив с любовной интригой («Фонограмма страсти» Николая Лебедева, «Потерпевший» Александра Галина), но глубинный сюжет останется тем же: человек не хочет и не может жить, «как вчера», а переход в «сегодня» или в «завтра» чреват для него такими глобальными потрясениями и переменами, каких он и сам предвидеть не мог.

Отсюда и условность всех жанровых обозначений, отсюда полижанризм — смешение жанровых структур, когда в том же «Золотом сечении» десять разных людей смогут увидеть десять разных жанров, а в «Апельсиновом соке» под перипетиями гламурного сюжета обнаружить столь любимую режиссером социальную драму.

Впрочем, сегодня и герои сугубо авторского кино озабочены ровно тем же вопросом — вопросом «перемены участи». Игровая картина знаменитого документалиста Юрия Шиллера «Воробей» (включенная к конкурсную программу 32 ММКФ) — это история человека, отказавшегося принимать «общепринятые правила игры». Подросток, герой ленты (в сюжетной основе перекликающейся с фильмом Стэнли Креймера «Благослови зверей и детей»), как раз и выбирает тот самый «прыжок с поезда». Выбирает раз и навсегда, поскольку обратной дороги нет. Точно так же, как и герой дебютной картины Анны Фенченко «Пропавший без вести» — пусть и против собственной воли — вынужден навсегда изменить привычный образ бытия. И в ленте «Жить» режиссер-дебютант Юрий Быков классической схеме «фильма-погони» придает совершенно иное звучание: его беглецы, «скованные одной цепью», проходят свой путь не только затем, чтобы выжить, но и затем, чтобы изменить себя.

Тема «путешествия в незнаемое» во многих фильмах нашей программы имеет и реальное значение. Это в прямом смысле фильмы-путешествия, но путешествия, предпринятые, как правило, по независящим от героев причинам. И не сулящие в перспективе ничего хорошего, кроме возвращения к корням собственной личности. Закрытое замкнутое пространство для большинства из этих персонажей оборачивается сверхоткрытым и сверхвраждебным: полным опасностей лесом, полной непривычного и непонятного российской глубинкой, или полной опасностей Арктикой, где оказываются один на один герои знаменитого фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», или вымышленным Парижем из снов героини фильма Сергея Ткачева «сон № 5».

Три фильма, посвященные 65-летнему юбилею Победы — по существу, и не могли быть ничем иным, как сюжетом о «перемене участи». Независимо от того, прогремевший ли это многофигурный суперблокбастер («Утомленные солнцем-2. Предстояние» Никиты Михалкова), сюжет о «житии святого» («Поп» Владимира Хотиненко) или история о любви, жизни и смерти девчонок-саперов («Рябиновый вальс» дебютантов Алены Семеновой и Александра Смирнова).

Даже к традиционным для российского кино экранизациям классики эпиграфом смело можно было бы ставить цоевское «Мы ждем перемен!». И в данном случае совершенно неважно, что герои фильма «Иванов», снятого по мотивам чеховской пьесы театральным режиссером Вадимом Дубровицким, жаждут совсем не тех перемен, что с ними происходят. «Русский человек, по мнению режиссера,  — и до сих пор живет неуспешно, так как один его мир — придуманный, а другой — реальный. И когда эти миры сталкиваются, а сталкиваются они неизбежно,  — происходит катастрофа».

Как знать, в самом ли деле, «охота к перемене мест» или жажда «перемены участи» — симптом современного общественного «нездоровья», а, может, симптом личной неудовлетворенности человека? Но, в любом случае, это — самоочевидная тенденция времени. Тенденция, под которую совершенно не нужно было подгонять, как задачку под ответ, картину современного российского кино. Она выстроилась сама. Без нашей помощи. Мы просто помогли ей проявиться, сложив ее, как пазл.

Естественно, что потрет киногода был бы неполон без неигрового кино. В программе «Новое документальное кино» представлены как работы известных мастеров — Сергея Мирошниченко, Ирины Уральской, Сергея Дебижева, Тофика Шахвердиева, так и ленты совсем молодых кинематографистов. Из 24 картин программы треть — дебюты. Обширна «география» работ: фильмы программы созданы на киностудиях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Нальчика.

Новая российская анимация — это всегда самая «лакомая» для публики программа. Почти 50 короткометражек плюс одна полнометражная лента.

Полный метр — это «Белки и Стрелка. Звездные собаки», история знаменитых «космических» собак, рассказанная средствами анимации (режиссеры Святослав Ушаков и Инна Евланникова). Среди авторов короткометражных лент — и дебютанты, и звёзды российской анимации.

Российские программы к 65-летию Победы представляют уникальную ретроспективу, озаглавленную «Одна на всех». Это фильмы о Великой Отечественной Войне, созданные на киностудиях Союзных Республик, и сегодня, когда мы нередко становимся свидетелями пересмотра отечественной истории, являющие миру яркое свидетельство того, что тогда, в 1941–1945 года эта война, эта Победа, и в самом деле, была «одна на всех». В ретроспективу вошли ленты выдающихся мастеров не только советского, но и мирового кино. Это киношедевры, которые сегодня практически невозможно увидеть ни в кинозалах, ни по телевидению.

Специальным событием программы станет премьера документального фильма Сергея Ястржембского «Калашников» из каменного века».

Кроме того, вниманию зрителя будет представлен специальный показ документальных лент «Антитеррор: Мир дому твоему» и обширная программа традиционного дискуссионного клуба «Российских программ».

Темы

ТВ Авдотья Смирнова Игорь Владимиров День Победы Юрий Богатырев Алексей Герман Франко Дзеффирелли Мировое кино Юрий Павлов БДТ Федерико Феллини Павел Лебешев Автор: Юрий Павлов Светлана Крючкова Алиса Фрейндлих Анатолий Эфрос Радио Борис Хлебников Квентин Тарантино Ленфильм Римма Маркова СМИ о нас Эва Шикульска Отар Иоселиани Никита Михалков Наше кино Андрей Тарковский Дом кино Георгий Товстоногов Коронавирус Блог Текст Людмила Гурченко Мастерская Первого и Экспериментального фильма Ефим Копелян Михаил Козаков Андрей Звягинцев Бернардо Бертолуччи Илья Авербах   Футбол Кира Муратова Елена Соловей Олег Басилашвили Евгений Леонов Марчелло Мастроянни Лариса Гузеева Олег Стриженов Круглый стол Иосиф Кобзон Вия Артмане Николай Лебедев Лекции Автор: Ирина Павлова Видео Наталья Пушкина Николай Еременко Кинофестивали Андрей Петров Пушкин Публичные встречи Публикации в СМИ Расписание РосПрограмм Алексей Балабанов Юрий Никулин Автор: Марианна Голева Карен Шахназаров Фото Крошка-енот РосПрограммы ММКФ

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: