Российские программы ММКФ — это огромный киномарафон, спрессованный в одну неделю, показывающий в общей сложности около сотни фильмов.
В Доме кино, где они традиционно проводятся, на отшибе от «большого фестиваля», можно «зависнуть» на семь дней с утра до поздней ночи, и выйти «на волю» человеком, знающим про состояние сегодняшнего отечественного кино почти всё. В сущности, Российские программы — это не просто годовой срез всего, что было сделано в отечественном кино, но, своего рода киноуниверситет, «обучение» в котором всегда опирается не только на сегодняшний контекст, но и на ретроспективу.
Можно посмотреть в Малом зале главное, что было сделано за год в кинодокументалистике и анимационном кино, увидеть работы классиков, сравнить их с дебютами, и стать фактически специалистом в вопросе, обнаруживая и кинематографические тенденции, и социальную проблематику, и понимание подвижек художественного стиля.
Можно войти в Белый зал, и остаться там «навсегда», потому что масштабная ретроспектива фильмов, снятых в знаменитой «Мастерской Первого и Экспериментального фильма» Алексея Германа — это показ дебютных картин ярких самобытных кинорежиссеров, увенчанных всевозможными лаврами и наградами; показ, складывающийся в кинороман о «времени и о себе». Ретроспектива, где что ни имя дебютанта
А потом ворваться в мир нового короткометражного кино, далеко не всегда снятого только дебютантами, а подчас и нагруженного смыслами ничуть не меньше полнометражных картин.
Ну и, разумеется, программа «Новое кино», которая проходит в Большом зале — это не просто 15 игровых картин. Это, фактически, огромный сериал о сегодняшней и прошлой России, где есть место всему.
Здесь можно увидеть и нашумевшие блокбастеры последнего времени («Большой», реж. Валерий Тодоровский и «Время первых», реж. Дмитрий Киселёв).
Здесь будут показаны и получивший признание профессионалов новый фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», а рядом — новая экранизация чеховских «Трех сестер», сделанная вечным возмутителем кинематографического спокойствия Юрием Грымовым, и фильм классика отечественного мейнстрима Константина Худякова «Мотылек».
В Российских программах можно найти работы периферийных (и весьма успешных!) киностудий страны. Если несколько лет подряд мы знакомили публику с кинематографом Якутии, то на сей раз — это кино Башкирии («Из Уфы с любовью», реж. Айнур Аскаров).
Собственно, трудно даже сказать, на кого конкретно рассчитан этот масштабный цикл фильмов, созданных как сегодня, так и вчера. На фестивальную аудиторию? На широкую публику? На знатоков и историков кино или, напротив, на неофитов?
Российские программы 39 ММКФ каждой из этих категорий зрителей могут предложить нечто, что их заинтересует, удивит, озадачит.