Портрет с сюрпризом

Фото: Виктор Мироненко

Несколько событий нынешнего года определяли лицо Российских программ ММКФ-2018.

Прежде всего, это Чемпионат мира по футболу, который будет проходить в июне — аккурат, в традиционное время проведения Московского Международного кинофестиваля.

Москва, как Боливар: не выдержит двоих. И ММКФ, «уступая дорогу» знаковому событию, которого ждали столько лет, перенес срок своего проведения на апрель.

Для Российских программ это означает — за два месяца до проведения «Кинотавра», т. е. главного внутреннего кинематографического конкурса, во многом определяющего последующую судьбу фильма. И, стало быть, в нашу масштабную панораму российского кино не попадают нынче многие ленты, сделанные в параметрах артхауса: они будут ждать своего первого публичного показа в Сочи.

Но именно это обстоятельство заставило нас внимательнее присмотреться к кинематографу регионов России.

Много лет подряд мы регулярно показывали в программе ленты, снятые за пределами столицы. Подчас картины, созданные на студиях СанктПетербурга и Уфы, Екатеринбурга и Казани, Владивостока и Владикавказа становились «бриллиантами» не только в нашей «коллекции», но и в коллекциях различных международных кинофестивалей.

В программе «Кино регионов России» будут показаны не только 8 полнометражных игровых лент, но и обширная программа документальных и короткометражных фильмов, дающих пищу для серьезных размышлений о том, как живет и о чем думает «глубинная страна».

Решив сосредоточить внимание на работах, созданных «за МКАДом», мы обнаружили, что образ российской глубинки, возникающий в этих картинах,  — это почти всегда сюжеты о необычных людях, не вписывающихся в обыденность. Мало того, пытающихся эту ежедневную рутину так или иначе изменить.

И тогда классический сюжет гончаровской «Обыкновенной истории», который как бы предписан современными понятиями развития карьеры молодого человека, дает сбой, и вместо него мы получаем сюжет об участи вчерашнего студента, вернувшегося домой, и вынужденного делать выбор между традиционным началом карьеры и деньгами, которые сулит ему криминальный бизнес («Аатыктар», реж. Прокопий Федоров).

И тогда классический же любовный сюжет о барышне, вернувшейся после института в родные края, тоже оборачивается неожиданными встречами и отношениями («Кэрэл — Невидимая красота», реж. Валентин Макаров).

В сущности, нынче так получилось, что едва ли не все фильмы программы повествуют о людях, выламывающихся из обыденности. О харизматиках и пассионариях.

«Опасные танцы» Екатерины Двигубской — это драма уникального балетмейстера, вынужденного не только искать новые пути в балетном искусстве, но и сражаться с балетным истеблишментом Санкт-Петербурга, стоящим перед ним плотной стеной.

Лента Сарика Андреасяна «Непрощенный» выводит на экран один из самых трагических сюжетов недавнего прошлого — историю Виталия Калоева, потерявшего всю свою семью в авиакатастрофе над Боденским озером. Сюжет о человеке, отчаявшемся искать справедливость. Режиссер и исполнитель центральной роли, один из самых популярных и харизматичных шоуменов страны — Дмитрий Нагиев, без сомнений и с полным правом рассчитывали на то, что смогут привлечь внимание не только к тому, как бессердечна современная государственная машина к трагедии отдельного человека, но и рассказать, что привычный нам по классической литературе «маленький человек» — не так уж мал.

А фильм Николая Хомерики «Селфи» — это драма «непослушного» человека, которого пытаются заменить «послушным» двойником.

Сегодня «непослушный человек» вообще становится едва ли не доминирующим героем современного российского кино.

Показанный на Берлинале-2018 фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» — именно о таком человеке, о Сергее Довлатове, не вписывавшемся ни в одну обыденность — что нашу, что американскую.

В течение нескольких лет кряду в отечественном кино разрабатывается т.н. «спортивная тематика». Сегодня это уже вполне серьезный пул спортивных блокбастеров, пользующихся значительным зрительским успехом, и вновь приходится констатировать: это тоже кино о харизматиках и пассионариях. Но не только. Это еще и кино о преодолении, о стремлении невозможное сделать возможным. И потому закономерно появление в Роспрограммах таких лент, как самый успешный фильм минувшего прокатного года — «Движение вверх» Антона Мегердичева, как дебютная режиссерская работа суперзвезды отечественного кино Данилы Козловского — фильм «Тренер», которому тоже, по всей видимости, суждена превосходная зрительская судьба. И в этом же ряду неожиданная версия «спортивного фильма» — мюзикл «Лёд» режиссера Олега Трофима.

Одна из самых спорных лент программы «Кино регионов России» — фильм Булата Юсупова «Бабич». Сюжет о народном поэте Башкирии Шайхзада Бабич, и событиях, разворачивающихся на территории Башкирии, в Оренбурге, Троицке и Челябинске в 1914–1919 годах — это, в сущности, рассказ о том, как и почему в России 90-х возникло мощное сепаратистское движение по всем национальным окраинам страны. И то, что картина историческая, мало кого способно обмануть. Зато уровень профессиональной изобразительной культуры ленты способен удивить даже самого строгого ценителя.

Фильм «Сокровища Ермака» режиссера Олега Денисова — «кино для семейного просмотра». Начинающийся как приключенческая история о краеведах и кладоискателях, он, постепенно и с юмором, перетечет в неожиданный сюжет о взаимоотношениях детей и родителей, где лидером окажется отнюдь не отец, а ребенок.

И лента Александры Стреляной «Невод» — тоже история о взаимоотношениях поколений и о своего рода «искателях» приключений. Правда, нередко оказывается, что найденные приключения — не совсем те, на которые рассчитываешь, когда только отправляешься в путь…

Две неожиданности нынешней программы игрового кино — это фильм «Иванов», кинематографический дебют бизнесмена Дмитрия Фальковича, выступившего в качестве продюсера, автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли, и сумевшего доказать многим, что кино совершенно необязательно должно начинаться в коридорах Министерства культуры или Фонда кино. Мало того, критика уже назвала эту необычную картину «фильмом года», а сам создатель ленты на вопрос, как ему пришла в голову мысль о фильме, скромно отвечает: «начал писать сценарий, и дальше уже просто не смог остановиться». Этот фильм — достаточно сложное, но невероятно интересное высказывание человека о себе и своем решении поменять собственную жизнь…

Вторая неожиданность — картина Анны Крайс «Нашла коса на камень».

Это тоже фильм из программы «Кино регионов России». Лента, снятая в городе Иваново и про Иваново, уроженкой города Иваново. Этническая немка, Анна Крайс, получив профессиональное образование в Германии, вернулась на родину и сняла один из самых «неженских», жестких и пронзительных фильмов. Фильм балабановского тона и стиля.

Одним из важных событий года станет юбилей ММКФ. Сороковой фестиваль — это не шутка, и к юбилею Российские программы приготовили два «подарка»: ретроспективу «Российские фильмы — призеры ММКФ», в которую вошли ленты, сделанные в СССР и в постсоветской России, режиссерами Сергеем Герасимовым и Кареном Геворкяном, Александром Аловым и Владимиром Наумовым, Константином Лопушанским и Верой Сторожевой, Элемом Климовым, Глебом Панфиловым и Дмитрием Месхиевым. Показ этих работ создает совершенно отчетливый образ движения фестиваля по временам, стилям, художественным формам в кино.

Не менее интересной представляется ретроспектива дебютных короткометражных фильмов классиков советского кино и современных мастеров под общим названием «Когда мастера были молоды…», где с картинами Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Василия Шукшина соседствуют фильмы сегодняшних мастеров Славы Росса, Бориса Хлебникова, Александра и Владимира Коттов и других мастеров советского и современного российского кино.

В обширной программе новых документальных фильмов так же выделены отдельным показом фильмы регионов России.

Как всегда насыщенной и интересной получилась панорама анимационного кино.

И, если говорить без ложной скромности, портрет межфестивального киногода, каким обычно являются Российские программы ММКФ, в нынешнем году получился не совсем обычным, но, возможно, именно своей необычностью, некоторой даже эпатажностью, этот портрет и хорош.

Темы

Елена Соловей Никита Михалков Вия Артмане Юрий Богатырев Расписание РосПрограмм Олег Басилашвили Кира Муратова Андрей Тарковский   Борис Хлебников Бернардо Бертолуччи РосПрограммы ММКФ Мастерская Первого и Экспериментального фильма Радио Светлана Крючкова Кинофестивали Андрей Петров Николай Еременко Фото Карен Шахназаров Коронавирус Автор: Юрий Павлов Николай Лебедев Авдотья Смирнова Блог Наталья Пушкина Андрей Звягинцев День Победы Ленфильм Юрий Никулин Алексей Герман Юрий Павлов Олег Стриженов Публичные встречи Отар Иоселиани Федерико Феллини Илья Авербах Эва Шикульска Автор: Марианна Голева Евгений Леонов Мировое кино Римма Маркова Павел Лебешев Квентин Тарантино Алиса Фрейндлих Видео Публикации в СМИ БДТ Лариса Гузеева Дом кино Текст Автор: Ирина Павлова Франко Дзеффирелли Пушкин Анатолий Эфрос Иосиф Кобзон Ефим Копелян Лекции Людмила Гурченко Михаил Козаков Марчелло Мастроянни Крошка-енот СМИ о нас Игорь Владимиров Футбол Наше кино Круглый стол ТВ Алексей Балабанов Георгий Товстоногов

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: