Праздник киномана

Казалось бы, объем современного российского кинопроизводства дает любому фестивальному отборщику самое широко поле деятельности. Особенно тому, кто формирует информационную программу национального кино. Выбирай лучшее, и дело с концом.

Но, пожалуй, именно в подобной ситуации возникает масса дополнительных привходящих обстоятельств.

Ну, в самом деле, какой смысл включать в программу «Новое российское кино» ленты, пусть даже обладающие выдающимися достоинствами, но широко прошедшие в массовом прокате и так же широко уже известны за рубежом? Стало быть, при всем, самом искреннем желании, фильм Никиты Михалкова «12», который вполне мог быть украшением программы, «выбивала» бы из панорамы ленту, у которой, быть может, намного меньше шансов быть увиденной и фестивальными отборщиками, и просто гостями и участниками фестиваля. Это к вопросу о принципах формирования программы.

С другой стороны, можно было бы предъявить к фильмам самые строгие сугубо профессиональные требования, и тогда обобщенный образ сегодняшнего отечественного кинематографа получился бы заведомо искаженным.

Словом, задачка не из простых. Из тех, про которые говорят «пробежать между струйками дождя и не замочиться».

И, тем не менее, программа сформирована. Она принципиально эклектична, как эклектично само современное российское кино. У него нет ярко выраженной физиономии, зато по этому «портрету» кинематографического года можно вполне отчетливо представить себе, в чем ныне и сильные, и слабые стороны российского кино, как «зеркала российской жизни».

Если еще год назад едва ли не каждый с восторгом говорил о множестве новых имен, о большом количестве дебютных фильмов, то сегодня эта цифра становится уже почти пугающей.

В программе — треть фильмов — дебюты.

В целом по российскому кино их число неуклонно движется к доброй половине всего объема кинопроизводства.

Легко объявить ситуацию праздником, легко назвать ее «сменой поколений». Но, если уж на то пошло, речь идет не столько о «смене» поколений, сколько о «замещении». Ибо, памятуя о том, как вступали в кинематограф классики, тут же обратишь внимание и на то, как трудно (а подчас и долго) искал дебютант «свой» материал, «свой» сценарий. Как тщательно подходил к каждому компоненту (результат — вопрос таланта и профессионализма — пока не обсуждаем). Но понимание дебютантом личной ответственности перед самим собой, собственной судьбой в профессии, было очевидно.

Сегодня, подозреваю, что немалая доля дебютантов снимала сценарии, предложенные продюсерами, и в том временном графике, на котором продюсер настоял. И нынче многие дебютные ленты выглядят вторыми, а то и третьими картинами: в них мало дебютного трепета, зато немеряно лихости и распространенных штампов. Тем интереснее дебюты, попавшие в программу.

Это и «Океан» Михаила Косырева-Нестерова, настоящее большое кино, полное чувственности, почти физического ощущения полноты жизни на экране; это и «Сумерки» Владимира Мосса — лента изысканная и тонкая, хотя и сумрачная, подстать своему названию. В очевидной борьбе с мироощущением драматурга Наталии Рязанцевой родилась лента «Акмэ» Татьяны Янкевич, где молодой режиссер представляет себе мир запутанных взаимоотношений 40-летних людей явно иначе, нежели прославленный автор сценария. А опытный оператор Сергей Мокрицкий, дебютируя в кинорежиссуре, привносит в свою ленту «Четыре возраста любви» особенное чувство визуализации, когда для каждого из героев находится только ему свойственная портретная характеристика. Кстати, он не единственный из дебютантов, пришедший из другой кинопрофессии. Так, дебютирующая в режиссуре продюсер Лариса Исаева немало удивит уважаемую публику своим комедийным мюзиклом «Антисекс», как ныне принято говорить, весьма «прикольным».

В программу вошли и новые работы классиков нашего кино. «Сад» Сергея Овчарова — конкурсная картина ММКФ. Уникальный, неожиданный взгляд на чеховский «Вишневый сад» мастера, чье творчество доныне как-то мало соотносилось с расхожими представлениями о тонком чеховском письме. Александр Прошкин, обратившись к прозе Валентина Распутина, в ленте «Живи и помни» возвращает на экран жанр мощной психологической драмы, с подробно прописанными характерами. Молодой режиссер Эллина Суни в ленте «Вероника не придет» обращает наш взор к сегодняшним судьбам вчерашних сильных мира сего, и образ некогда влиятельной официозной журналистки, доживающей свои дни в привилегированной богадельне, воплощенный феноменальной Риммой Марковой, безусловно, войдет в золотой фонд русского актерского искусства.

Гротеск Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян», сталкивающий на экране социальные низы с социальными же верхами, предлагает нам неожиданные трагикомические коллизии (которые всегда были коньком этого режиссера), а очаровательная трагикомедия Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» заставляет нас вспомнить о том, что именно этим художником некогда были сделаны «Мы из джаза» и «Курьер», зато ничем не напоминает недавнюю работу мастера — «Всадник по имени смерть». Мистический детектив Александра Бородянского «Тени Фаберже» начал сниматься почти 15 лет назад, а закончен только сейчас. Этот фильм является своего рода артефактом, ибо не только погружает нас в атмосферу поисков утраченной тайны, но и представляет на экране уникальные, никем никогда не виденные коллекции яиц Фаберже — личную коллекцию короля Таиланда и личную коллекцию королевы Елизаветы II.

В программу вошли и новые картины Петра Тодоровского, Юрия Грымова, Олега Фомина, Светланы Проскуриной. И каждая из этих лент — важный фрагмент в мозаике современного российского кино.

Естественно, что потрет киногода был бы неполон без документального кино. В программе «Новое документальное кино» представлены как работы мастеров, так и ленты совсем молодых кинематографистов. Однако, меж собою ленты программы во многом роднит личностный, субъективный взгляд авторов на современную действительность и историю. Так, лента Татьяны Скабард «Вернись в Сорренто» — фактически «автопортрет в интерьере», а фильм Сергея Лозницы «Представление» — документальный потрет нашей страны «в эпоху развитого социализма», сделанный с иронией и грустью, ностальгический и саркастичный одновременно. «Незримое» Павла Медведева — это как бы «наложение» образа официального Санкт-Петербурга во время саммита «Большой восьмерки» на образ того же города, в то же самое время живущего своими проблемами (в том числе и саммитом созданными). Документалисты сегодня существуют по феллиниевскому принципу: «всё свое беру там, где нахожу», и отсюда рождаются такие фильмы, как лента Анны Драницыной «Когда я выиграю миллион», про будущий Лас-Вегас на Алтае (в соответствии с указом президента).

Новая российская анимация — это всегда самая «лакомая» для публики программа. Четыре десятка короткометражек плюс две полнометражные ленты.

Полный метр — это веселая музыкальная сказка «Бабка Ежка и другие» (недавно ушедшего от нас В.Угарова) и трогательная история взаимоотношений фантастических персонажей «Ролли и Эльф», созданная совместно с финскими кинематографистами (реж. А.Игнатенко и П.Лехтосаари).

В программе будут показаны продолжения полюбившихся сериалов. В первую очередь — это «Гора самоцветов» (Сказки народов России), проект безвременно скончавшегося Александра Татарского; «Смешарики» и «Колыбельные мира». В показе также участвуют последние работы известных мастеров — Ивана Максимова («Дождь сверху вниз»), Константина Бронзита («Правдивая история о трех поросятах»), Марии Муат («Он и она»), Виктории Барбэ («Луна/Марс») и других.

География кинопоказа достаточно широка. В программе представлены работы почти всех студий Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также Саратовская студия «Аквариус-фильм».

Эксклюзивным проектом нынешних Российских программ станет специальное событие «Дебюты нон-стоп», дающие возможность ознакомиться практически со всеми основными полнометражными кинодебютами сезона 2007–2008 (а это — помимо фильмов основной программы — 15 кинолент). Безусловно, главная заслуга в создании этой уникальной программы принадлежит Гильдии кинорежиссеров и СК России.

И, наконец, мы продолжаем ретроспективную программу «Возвращение фильма», в нынешнем году посвященную 90-летию киностудии «Ленфильм». В программу попали ленты, каждая из которых — огромное художественное явление не только в своем времени, но и в кинематографе в целом. Многие из них практически никогда не показываются по телевидению, и подзабыты даже профессионалами (не говоря уже о широкой аудитории, в том числе и молодежной, которая даже не слышала об иных из лент ретроспективной программы).

Словом, российские программы, как всегда, дают самую широкую пищу для размышлений, не говоря уже о том, что сами по себе они — обыкновенный праздник киномана, а киноманов у нас еще немало.

Темы

ТВ РосПрограммы ММКФ Автор: Ирина Павлова Андрей Звягинцев Марчелло Мастроянни Франко Дзеффирелли Юрий Никулин Николай Еременко Пушкин Фото Юрий Павлов Наталья Пушкина День Победы Отар Иоселиани Карен Шахназаров Михаил Козаков Дом кино Автор: Марианна Голева Радио Светлана Крючкова Олег Стриженов Авдотья Смирнова Андрей Петров Юрий Богатырев Федерико Феллини Елена Соловей Кинофестивали Вия Артмане Лариса Гузеева Крошка-енот СМИ о нас Футбол Коронавирус Мастерская Первого и Экспериментального фильма Расписание РосПрограмм Наше кино Лекции Круглый стол Алексей Балабанов Алексей Герман Анатолий Эфрос Публикации в СМИ Кира Муратова Мировое кино Квентин Тарантино Андрей Тарковский Евгений Леонов Борис Хлебников Публичные встречи Павел Лебешев Илья Авербах Олег Басилашвили Блог Видео Ленфильм Георгий Товстоногов Николай Лебедев Алиса Фрейндлих Автор: Юрий Павлов Римма Маркова   Ефим Копелян Текст Игорь Владимиров Людмила Гурченко Эва Шикульска Бернардо Бертолуччи Иосиф Кобзон Никита Михалков БДТ

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: