Прощай, красивая жизнь!

В рамках XXVIII ММКФ в Доме кино с 24 июня по 1 июля 2006 года пройдут ставшие уже традиционными Российские кинопрограммы, которые являются своего рода отражением образа межфестивального киногода, позволяют выявить новые направления и тенденции в современном отечественном кинопроцессе. Среди лент, которые будут показаны в Российских кинопрограммах, есть абсолютные премьеры — картины, которых ранее никто, кроме самих создателей, не видел, такие как «Игра в шиндай» Андрея Разумовского, «Ненормальная» Александра Глобина, «Червь» Алексея Мурадова (принятый в основную конкурсную программу VVRA) и др, а есть фильмы, уже успевшие громко о себе заявить — 977 Николая Хомерики, показанный на Каннском фестивале, Изображая жертву (реж. Кирилл Серебренников), получивший Гран-при Кинотавра, Мне не больно (реж. Алексей Балабанов), награжденный призами за лучшую мужскую и женскую роль, Связь (реж. Авдотья Смирнова), отмеченный на том же Кинотаваре как лучший дебют года.

За год появилось множество картин, которые уже успели прогреметь в прокате, и сегодня это, быть может, становится причиной их отсутствия в программе (хотя бы потому, что имеет смысл дать шанс встречи со зрителем тем лентам, которые, очевидно, не рассчитаны на столь счастливую прокатную судьбу, какая состоялась у «9 роты», «Дневного дозора» или «Питера FM»).

Нынешний киногод в качестве главного сюрприза преподнес фактическое удвоение объемов кинопроизводства в стране, целый ряд громких премьер (в том числе и на фестивале «Кинотавр», и, главное, некий намек на смену ориентиров.

То есть, по-прежнему растет доля так называемого «репертуарного кино» — того, которое не претендует на решение особых художественных задач (что бы об этом ни думали сами создатели фильмов этой категории), но ставит вполне нормальную и достойную уважения задачу привлечения массового зрителя в кинозал на российские ленты. Это могут быть картины разных профессиональных достоинств, снятые в различных жанровых параметрах; различна и сама степень их успешности в прокате, зависящая зачастую от внешних факторов куда больше, чем от собственных достоинств произведения. Впрочем, есть и новое (вернее, хорошо забытое старое) модное веяние в этом процессе. Я имею в виду явную усталость сегодняшнего российского кино от гламура, от «красивой жизни» на экране (про зрителя не знаю, но хотелось бы верить, что устал и он).

Еще совсем недавно наше кино могло пробудить в массе зрителей серьезный комплекс неполноценности: люди в том кино были, конечно, не всегда вполне счастливые и удачливые, но уж больно ухоженные и нарядные, перепутавшие, как грудные младенцы, день с ночью (то есть, днем — спят, а ночью как раз наоборот); они работали где-то за кадром (но в очень престижных местах — в шоу бизнесе, на ТВ, на подиумах и т. д.). Их ужасные душевные муки были страшно далеки от обыденности, ибо пересказ любого из тех сюжетов мог начинаться словами «всего полно»: всего полно, а ребенка родить — никак; всего полно, а настоящей большой любви нету; всего полно, а цель в жизни утрачена.

В нынешней программе нового российского кино эта стилистика в чистом виде возникает лишь в одной картине — в «Поцелуе бабочки» Антона Сиверса, известного широкой публике сериалами «Охота на Золушку» и «Сестры». Но в большинстве своем даже заведомо коммерческие кинопроекты, рассчитанные на массовый прокат — «Час пик» Олега Фесенко, «Жулики» Марии Маханько, «Неверность» Евгения Звездакова, «Седьмой день» Кахи Кикабидзе — внутренне позиционируются как «жанровое кино в границах реальности».

Собственно, эти самые «границы реальности» — и есть одна из приметных тенденций сегодняшнего российского кино. Какой бы театр абсурда ни случался в жизни героев, это — абсурд действительности, а не умозрительных авторских построений. В ленте Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» центральный персонаж утрачивает чувство реальности в силу профессии: участвуя в следственных экспериментах, он изображает жертву преступления. В конце концов, кто угодно «сдвинется», демонстрируя вживую все то, что рассказывает на следствии преступник… Перевернутая реальность, в которой рефлексия настигает героя не оттого, что он «с жиру бесится», а оттого, что «в миру живет»…

В миру живут и герои ленты Авдотьи Смирновой «Связь». Такую историю менее всего можно было ожидать в качестве режиссерского дебюта «экстремалки» Дуни, автора сценариев самых эпатажных картин Алексея Учителя. И вместо того, чтоб снять кино про какой-нибудь зловредный розыгрыш, про «тайны и обманы» из жизни светочей культуры, вдруг сняла простой и печальный фильм про замкнутый круг в жизни хороших людей. Про ситуацию, из которой нет выхода, потому что «любовь и разлука не ходят одна без другой»…

Пристальный интерес сегодняшней режиссуры к обыкновенной человеческой жизни, с любовными драмами, с взаимным непониманием, с большими и маленькими житейскими радостями и горестями — явная примета «выздоровления» нашего кинематографа, его постепенного возвращения к человеку. Да, возможно такое кино не сулит многомиллионных кассовых сборов. Да, возможно оно не обещает дивидендов на фестивалях класса «А» (а кто и когда вообще нам обещал эти дивиденды со времен «perestroyka & glasnost»?). Но оно, наконец-то, начинает заполнять собою тот душевный вакуум, который образовался в отечественной культуре последнего десятилетия, практически полностью превращенной в бизнес!

К счастью, эти истории не возвращают нас к языковой архаике. Они просто возвращают нас к основам человеческого бытия. И, быть может, потому само название фильма Алексея Балабанова «Мне не больно» выглядит как форма аутотренинга. Быть может и сам фильм хотя бы отчасти таким аутотренингом становится. Мы как-то стали забывать, что одновременно в реальности существуют, почти не смешиваясь, как вода и масло, разные поколения и разные социальные слои. Они живут параллельно, практически не замечая существования друг друга, что вовсе не значит, будто друг от друга они не зависят. И вот — столкнулись. И вот — заметили. И оказалось — это хорошо. Даже если всем грустно. Хотя бы потому, что эту прелестную и пронзительную ноту взяла актриса, которая еще вчера, еще за секунду «до» была олицетворением гламура в нашей жизни — Рената Литвинова.

Впрочем, мы за последние годы отвыкли не только от «человеческого» кино, но и от существования в отечественном кинематографе серьезной философии, от обращения кинематографа к человеческому духу. Все время казалось, что проблемы, которыми в былые времена занимались крупнейшие режиссеры мирового кино, сегодня мало кому интересны. Тем более, что в России вся духовность как-то сама собой вышла из ведения культуры и перешла в ведение церкви. То есть, Достоевский и Тарковский — это, конечно, здорово, но не для сегодняшнего дня. К счастью, опомнились. Воспринимаю это именно как тенденцию, а не как «случай» хотя бы потому, что фильм Павла Лунгина «Остров» финансировался РТР, государственным телеканалом, руководство которого не могло не отдавать себе отчета: проект не принесет денег, не привлечет рекламодателя. Значит, мотивы были иными. Высокими, если угодно.

Лунгин снял кино, которого от него никто не ждал и не мог ждать (заметьте, едва ли не о каждом создателе сегодняшних фильмов приходится это говорить). Это — переход в иное художественное состояние и качество. Фильм глубоко исповедальный, необычный. О грехе, покаянии, искуплении. История человека, совершившего ужасное, и всю оставшуюся жизнь посвятившего раскаянию — в глубоком религиозном смысле слова — вовсе не нуден и не нравоучителен. Он — светел. А главное — в нем нет надрыва и истерики, которые уже стали казаться неотъемлемой чертой христианского фильма.

Фильм «Нанкинский пейзаж» Валерия Рубинчика — метафизический экзерсис о триаде «человек — время — пространство». Попадание человека из мира в мир и из эпохи в эпоху — вполне реально, если он в начале ХХ века работает в Китае, изучая средневековую культуру, а потом попадает в Москву 30-х. И какая из частей собственной жизни — сон — поди угадай. Завораживающая изобразительная культура, превосходные актерские работы и тонкий шелест времени — все лишь для того, чтобы найти ответ на вопрос: «зачем прошла жизнь»? А есть ли он, ответ на этот вопрос?

Постепенно появляются ленты и остросоциальной направленности, заставляющие нас взглянуть на общественные проблемы, которых в жизни мы зачастую стараемся не замечать. «Точка» режиссера Юрия Мороза — лента довольно жестокая. Впрочем, жестоко и явление, о котором повествует картина. И снова: Мороз снял необычное для себя кино. Со времен «Интердевочки», поведавшей миру о чудесной профессии валютной проститутки (помните, сколько анекдотов тогда ходило на эту тему) кино опасалось всерьез прикасаться к этому социальному злу. Мороз решился…

Наособицу здесь фильм Питера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера. Русская версия». Но мы не сочли для себя возможным пройти мимо столь необычного и выразительного примера международного киносотрудничества, включив работу английского классика в Российскую программу.

Плюс к тому — мощные программы нового документального и анимационного кино, среди которых есть картины совершенно уникальные, практически сенсационные, такие как фильм Андрея Кончаловского «Гейдар Алиев», снятый в рамках телепроекта «Бремя власти». Трудно даже представить себе, как современный маститый художник решился рассказать о судьбе известного политика в тональности, абсолютно выпадающей из сегодняшней манеры ведения подобного рассказа, а убедительность этого рассказа и факты, которыми аргументирована позиция автора фильма, вызывают неподдельное уважение и к центральному персонажу и к самому автору. Уже успел стать сенсацией научно-популярный фильм Анастасии Поповой Вода. Безусловно, украшением программы стали ленты классиков отечественного документального кино — Свято Виктора Косаковского и Блокада Сергея Лозницы. Российские программы предлагают в документальном показе более половины абсолютных премьер, среди которых 7 режиссерских дебютов.

Новая российская анимация представлена как полнометражными анимационными лентами, так и картинами, вошедшими в популярные анимационные циклы, такие как Гора самоцветов, Ну, погоди!, Колыбельные мира, Смешарики и др.

Особо хочется остановиться на ретроспективном показе. Название Возвращение фильма как нельзя более точно отражает суть и смысл нашей ретроспективы. Едва ли не каждая из лент ретроспективы — обладатель множества международных и внутренних фестивальных призов. Однако по различным причинам эти картины даже в своем времени не стали так широко известны профессиональной (не говоря уже о зрительской) аудитории, как того заслуживали. Каждый из этих фильмов вышел в не самое счастливое для себя время и при не самых счастливых обстоятельствах. Авторы их — и «суперзвезды» с мировыми именами, и «режиссеры одного фильма». Среди картин ретроспективы нет «полочных». Но иные из них были выпущены «ограниченным тиражом», другие просто никогда не попадали в прокат. Показанные на кинофестивалях, эти фильмы оказались незаслуженно забыты или полузабыты, подчас растворив в этом «полузабвении» и судьбы своих создателей. Но в каждой из этих картин бьется яркая режиссерская энергетика, они полны свежих (и по сей день свежих!) художественных идей, а философия каждой из лент ретроспективы — несмотря на всю их несхожесть меж собой — абсолютно современна. Именно этими качествами определялся подбор фильмов ретроспективы.

Столетним юбилеям режиссеров Романа Кармена и Игоря Савченко будут посвящены вечера-специальные события.

Всего Российская программа покажет с 24 июня по 1 июля 2006 года 96 фильмов. В программу так же включены четыре круглых стола в рамках дискуссионного клуба, посвященные актуальным проблемам отечественного кино.

Темы

Михаил Козаков Кира Муратова Ленфильм Светлана Крючкова Игорь Владимиров РосПрограммы ММКФ Футбол Ефим Копелян Иосиф Кобзон Юрий Никулин ТВ Публикации в СМИ Расписание РосПрограмм Кинофестивали Публичные встречи Николай Лебедев Наталья Пушкина Алиса Фрейндлих Юрий Павлов Лариса Гузеева Круглый стол Радио Мастерская Первого и Экспериментального фильма Анатолий Эфрос Блог Олег Стриженов Людмила Гурченко Алексей Герман   Андрей Звягинцев Никита Михалков Вия Артмане Бернардо Бертолуччи Мировое кино Пушкин Марчелло Мастроянни Георгий Товстоногов Фото Лекции СМИ о нас Павел Лебешев Коронавирус Карен Шахназаров Юрий Богатырев БДТ Илья Авербах Николай Еременко Евгений Леонов Автор: Юрий Павлов Эва Шикульска Видео Авдотья Смирнова Андрей Тарковский Борис Хлебников Наше кино Автор: Ирина Павлова Автор: Марианна Голева День Победы Федерико Феллини Текст Квентин Тарантино Олег Басилашвили Дом кино Франко Дзеффирелли Алексей Балабанов Крошка-енот Отар Иоселиани Елена Соловей Андрей Петров Римма Маркова

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: