Загадки российского кинопроцесса

Ставшие уже традиционными, Российские кинопрограммы ММКФ являются своего рода отражением образа межфестивального киногода, позволяют выявить новые направления и тенденции в отечественном кинопроцессе, создать некий обобщенный портрет сегодняшнего дня нашего кино.

Впрочем, мозаичность этого «портрета» год от года становится все более пунктирной, фрагментарной. Снижается «плотность мазка».

Сегодня, когда российское кино вот уже несколько лет кряду удерживает вполне приличный уровень объема производства, когда есть возможность выбирать ленты для показа, обнаруживается, что сам по себе этот факт ничего в современном кинопроцессе не определяет. Знаменитый фильм, о котором написаны тома статей и заметок, в кинотеатрах не собрал ничего, а показанный по телевизору не произвел должного впечатления, ибо не был рассчитан на просмотр между чашкой чая и рекламой памперсов. Другой фильм, рецензий на который не найти днем с огнем по причине полной ничтожности, оказывается рекордсменом кассы среди лент российского производства.

Отечественный кинопроцесс как был, так и остается явлением во всех смыслах загадочным, и совершенно невозможно угадать, почему фильм, задумывавшийся как вещь вполне артхаусная, вдруг становится хитом, а лента, на которую всерьез делались продюсерские ставки как на коммерческий проект, оказывается аутсайдером проката.

Безусловно, одной из новейших черт современного кинопроцесса становится бурный рост производства так называемого «репертуарного кино» — того, которое не претендует на решение особых художественных задач (что бы об этом ни думали сами создатели фильмов этой категории), но ставит вполне нормальную и достойную уважения цель привлечь зрителя в кинозал на российские ленты.

Это могут быть картины разных профессиональных достоинств, снятые в различных жанровых параметрах; различна и сама степень их успешности в прокате, зависящая зачастую от внешних факторов куда больше, чем от собственных достоинств произведения. И, тем не менее, сегодня ленты такого рода составляют не только значительную часть отечественной киноиндустрии, но и наиболее динамично развивающуюся ее часть.

Впрочем, и эта тенденция в сегодняшнем нашем кино существенно модифицируется: всё чаще авторы, работающие в популярных зрительских жанрах обращаются к сложным бытийным проблемам, все чаще в классических формах развлекательного кино художниками ставятся вполне серьезные, подчас весьма драматичные и неоднозначные человеческие коллизии.

Сегодня к популярным жанрам «поворачиваются лицом» и режиссеры, прежде ни в чем подобном не замеченные. Разумеется, перечисляя фильмы, снятые в популярных жанрах, можно аккуратно обходить при этом вопросы существования собственно кинематографизма. Но, тем не менее, естественная тяга к коммерческому успеху вовсе не отменяет существования реально значимых кинематографических событий.

Каждое из них, как правило, возникает почти парадоксальным образом.

Прелюбопытный нюанс: когда за коммерческие жанры, рассчитанные на четко определенный сегмент аудитории, берутся мастера артхаусного кино, то получается, отнюдь не просто «умеренно-зрительское кино», по выражению режиссера Б. Хлебникова. Получается такое, как его собственный новый фильм «Пока ночь не разлучит» — сложносочиненное, полное самоиронии, «вудиалленовское». Герои фильма — обитатели дорогого ресторана (и те, что «в зале», и те, что «за кулисами») — это совершенно особый мир, с особым взглядом на жизнь, и, как выясняется, вовсе не всегда «пафосным», а чаще нервным, со своими комплексами и «забавными драмами».

Похоже Вуди Аллен и его «средние нью-йоркцы» вдохновляли не только Хлебникова. Примерно тот же социальный срез интересует и создателей ленты «Белый мавр». И, как и в фильме Хлебникова — это не сатира на «новую российскую буржуазию». Это, скорее, сюжет о людях, которые сами так еще и не поняли: кто они?

В этом же ряду находится и «грустная женская комедия» А.Смирновой «Кококо», жанр которой, правда, сама Смирнова определяет не как «грустную», а как «черную» комедию. Ну, это уже вопрос видения. А вот то, что как всегда у Смирновой, внезапное столкновение людей из разных социальных слоев способно высечь нешуточные искры, в результате чего вполне возможен настоящий, до тла сжигающий пожар — постепенно становится уже неким фирменным знаком Смирновой-драматурга.

В программе представлена и новая картина мастера классической кинематографической школы, ленфильмовского патриарха В. Мельникова. «Поклонница» — это «сюжет для небольшого рассказа», печальная «чеховская история» о Чехове, история позднего чувства, которому невозможно осуществиться, и которому, вероятно, и не стоило осуществляться… Интеллигентное кино, которое, быть может, для того и возникло в наше время, чтобы — пускай наощупь — попытаться вновь вернуть этому уникальному понятию «русская интеллигенция» осязаемые, хотя и порядком подзабытые человеческие черты.

В нынешнем «межфестивальном» году оказалось сразу сделано несколько фильмов о Великой Отечественной. Это, что называется, фильмы не «датские» — то есть снятые не по случаю юбилейных дат. И быть может, именно поэтому они меж собой столь непохожи, как непохожи истории, в них рассказанные.

«Белый тигр» К.Шахназарова представляет собой редчайший для нашего кино жанр «военной фантастики». Впрочем, это вовсе не развлекательный фильм про стрельбу и погони, а философская притча о «боге войны» и о сгоревшем буквально до тла человеке, способном не только понимать «язык танков», но и противостоять этому «богу войны».

«4 дня в мае» режиссера А. фон Борриса — драма последних дней войны, жесткий сюжет о людях, оказавшихся по разные стороны баррикад, исследующий проблему «свой — чужой».

В ленте А. Малюкова «Матч», рассчитанной, вне всякого сомнения, на коммерческий зрительский успех, история нравственного противостояния становится темой для остросюжетного фильма.

В ряду картин о войне есть и отечественный блокбастер, супертехнологичный шпионский боевик с участием множества звезд — лента «Шпион» А. Андрианова по повести Бориска Акунина.

И совершенно наособицу — «Искупление» А. Прошкина по роману Ф. Горенштейна, где тема человеческого противостояния не просто выведена за пределы собственно военной эпохи, но встала с трагедийной мощью и остротой именно потому, что проблема «свой-чужой» никуда не исчезла с окончанием войны. Напротив, именно по окончание войны она внезапно во всем своем ужасе предстала перед людьми, считавшими, что с этой проблемой навсегда покончено.

Как парадокс может быть воспринято появление в Программе «Новое российское кино» нескольких фильмов, которые в различных справочниках датированы гораздо более ранними годами производства. Фильмами трех-четырехлетней давности можно было бы счесть и режиссерский дебют Е. Пашкевича «Гольфстрим под айсбергом», представленный в конкурсной программе ММКФ, и режиссерский дебют знаменитого кинодраматурга Г. Островского «Капитаны», и картину Р. Бальтцера «Забава».

Эти фильмы стали «жертвами» кризиса 2008 года, и, появившись в законченном виде не в положенный срок, а несколькими годами позже, неожиданно выявили одну из проблем сегодняшнего кино, которая без них вполне могла бы остаться незамеченной.

Философская притча Пашкевича о вечном противоборстве добра и зла, рождения и уничтожения, появись она своевременно, вполне могла бы восприниматься неким актуальным «предупреждением» о бытийных проблемах современности, о бездушности, о всеобщности «нелюбви». А сегодня фильм выглядит совершенно классично, ибо оказалось, что та самая «всеобщность», представлявшаяся авторам знаковым качеством дня нынешнего, качество вполне надвременное, свойственное человеческой природе в принципе.

Еще более показательно в этом смысле появление в Программе дебютной ленты С.Кальварского и В. Спирина «Марцефаль». Снятая по сценарию С. Добротворствого и К.Мурзенко гангстерская комедия, была начата производством — ни много, ни мало — почти 20 лет тому назад, когда веселая история, рассказанная веселыми людьми была вполне актуальна и чуть ли не с натуры списана. Сегодня одного из авторов сценария давно нет в живых, молодые актеры М.Ефремов и Ф. Бондарчук, известные тогда большинству людей лишь по именам их великих родителей, сами стали суперматерыми кинозвездами, а эпоха, о которой повествует картина, обросла легендами и стала пищей для анекдотов. Деньги закончились, работа остановилась, жизнь потекла своим чередом — и вот вдруг…

Сегодня ясно, что «Марцефаль» в середине 90-х мог бы стать суперхитом. Мало того, он мог бы стать своего рода водоразделом, законодателем киномоды. Но — свято место пусто не бывает, и предназначенную «Марцефалю» роль комедийного гангстерского эпоса — гораздо позже — сыграли балабановские «Жмурки». И всё же, как нам кажется, «Марцефаль», премьера которого состоится в рамках Российских программ ММКФ, даже сегодня своего зрительского потенциала не исчерпал, превратившись из «современной комедии» в «недалёкое ретро», способное вызывать уже не просто смех, а еще и — как бы странно это ни прозвучало — ностальгию.

Новая работа В. Мирзоева «Борис Годунов» даже в нашей — весьма пёстрой и необычной «компании» фильмов — резко наособицу. Это — фильм предвидение, особенно если учесть время, когда он снимался, когда он вышел на экран. Мало кто мог предугадать, что экранизация национальной классики внезапно окажется едва ли не актуальнее всех новостных телепрограмм. Впрочем, суть вопроса не в том, что пушкинский текст, извлеченный из каменных палат, шуб и парчи, внезапно открылся во всей своей нагой сути. Этот фокус с пушкинским текстом случился не впервые. Важно другое: Мирзоев, средствами, в общем-то, вполне лапидарными, сумел вернуть сюжету о царе, что в жажде блага сеет зло, наднациональное, всечеловеческое звучание. И то, что его главным союзником оказался уникальный актер М.Суханов, вселяет надежду, что отечественная грандиозная актерская школа еще не вполне погибла.

Как всегда, обширно представлена в Российских программах новая кинодокументалистика. В программу вошли фильмы, снятые на различных киностудиях страны, и география их необычайно широка. В сущности, программа «Новое документальное кино» как всегда являет собой некую важную камертонную ноту по отношению к кинематографу игровому.

Если обобщить тональность документальной программы, то окажется, что фильмы объединены жизнелюбивой тональностью вопреки всем драмам и проблемам. Даже в ситуациях, казалось бы, безнадежных и безысходных, человек находит в себе не столько даже силы жить, сколько мужества не умереть.

В результате возникает сложный, многомерный, объемный образ современной российской жизни.

Новая российская анимация — одна из самых любимых зрителями программ. В нынешней насыщенной анимационной программе хотелось бы особо выделить два знаковых события: подборку фильмов посвященных юбилею отечественной анимации и юбилею классика российской анимации Ф. Хитрука. Кроме того, Российские программы предлагают уникальную для анимационного кино подборку лент о музыке и музыкантах. Это отмеченный множеством российских и международных призов цикл фильмов «Сказки старого пианино», созданный (и спродюсированный) кинодраматургом И. Марголиной. В рамках программы анимационного кино Российские программы представят и выставку работ кинохудожника Г. Ляховецкого.

В нынешнем году Российские программы впервые представляют мощную подборку короткометражных фильмов, снятых в самых различных жанрах и техниках, созданных начинающими режиссерами и признанными мастерами. Программа «Короткий метр» — мы в этом не сомневаемся — способна вызвать ажиотажный интерес профессионалов и просто любителей кино.

Специальным событием Российских программ ММКФ станет 35-летний юбилей всеми любимого фильма Г. Данелии «Мимино».

Дискуссионный клуб Российских программ как всегда предложит обсуждение острых и актуальных проблем современного российского кино, и, вполне вероятно, результатом этих дискуссий могут стать новые кинематографические идеи.

Темы

Наше кино Олег Басилашвили Марчелло Мастроянни Михаил Козаков Никита Михалков Елена Соловей Футбол Римма Маркова Публичные встречи Кира Муратова БДТ Юрий Никулин Юрий Богатырев Анатолий Эфрос Игорь Владимиров Иосиф Кобзон Борис Хлебников Бернардо Бертолуччи Ефим Копелян Ленфильм Публикации в СМИ Кинофестивали Крошка-енот Пушкин Юрий Павлов Николай Лебедев Отар Иоселиани Дом кино Федерико Феллини Илья Авербах Светлана Крючкова Вия Артмане Георгий Товстоногов Эва Шикульска Олег Стриженов Видео Алиса Фрейндлих Павел Лебешев Квентин Тарантино Франко Дзеффирелли РосПрограммы ММКФ Андрей Петров Расписание РосПрограмм Андрей Звягинцев Андрей Тарковский Блог Алексей Балабанов День Победы Автор: Ирина Павлова Автор: Марианна Голева Лариса Гузеева Николай Еременко Карен Шахназаров Автор: Юрий Павлов Текст Круглый стол Мировое кино Коронавирус Авдотья Смирнова Лекции Фото СМИ о нас Наталья Пушкина Алексей Герман Радио ТВ   Евгений Леонов Мастерская Первого и Экспериментального фильма Людмила Гурченко

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: