Загадочная русская душа

Ставшие уже традиционными, Российские кинопрограммы Московского Международного кинофестиваля являются своего рода отражением образа межфестивального киногода, позволяют выявить новые направления и тенденции в отечественном кинопроцессе, создать некий обобщенный потрет сегодняшнего дня нашего кино.

Впрочем, мозаичность этого «портрета» год от года становится все более пунктирной, фрагментарной. Снижается «плотность мазка». Если еще совсем недавно панораму российского кино приходилось собирать, усердно отыскивая фильмы, то ныне, когда отечественное кино вернулось к доперестроечному объему производства, появилась возможность ленты выбирать. Сам по себе этот факт достаточно отраден, хотя постоянное повторение тезиса о подъеме российского кинематографа подчас становится похожим на заклинание. Все «подъем» да «подъем». Пожалуй, правильнее было бы говорить о постепенном выходе нашего кино из комы, причем не столько художественной, сколько финансовой.

Безусловно, одной из новейших черт современного кинопроцесса становится бурный рост производства так называемого «репертуарного кино» — того, которое не претендует на решение особых художественных задач (что бы об этом ни думали сами создатели фильмов этой категории), но ставит вполне нормальную и достойную уважения задачу привлечения массового зрителя в кинозал на российские ленты. Это могут быть картины разных профессиональных достоинств, снятые в различных жанровых параметрах; различна и сама степень их успешности в прокате, зависящая зачастую от внешних факторов куда больше, чем от собственных достоинств произведения. И, тем не менее, сегодня ленты такого рода составляют не только значительную часть отечественной киноиндустрии, но и наиболее динамично развивающуюся ее часть. В программе игрового кино отечественный блокбастер представлен лентами «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «Побег» Егора Кончаловского и «Статский советник» Филиппа Янковского. Эти картины демонстрируют векторы, по которым идет развитие этой ветви нашего кино: супертехнологичный остросюжетный боевик и богато костюмированное зрелище по мотивам российской истории, снятое в более или менее традиционной манере с участием множества звезд.

Кинокомедия, надо заметить, выходит из коллапса куда медленнее. Проблема жанра не решается спецэффектами и привлечением звезд; объем финансовых вложений мало что может определять в картине, где остроумие ситуаций и характеров, выписанных драматургом, и их экранное воплощение — основная составляющая успеха (достаточно напомнить, что хит минувшего десятилетия — «Особенности национальной охоты» — был снят на вполне себе скромный бюджет и без единой звезды; исполнители стали звездами именно после выхода картины и ее зрительского успеха). Именно в комедии обычно кристаллизуется некое ироничное обобщение современной реальности и современного характера. Быть может, поэтому в комедийных жанровых формах выступили сразу несколько режиссеров, ранее в пристрастии к комедии не замечавшиеся.

Своего рода «трэш-гиньоль» предложил вниманию публики возмутитель зрительского спокойствия Алексей Балабанов. После череды рухнувших по разным причинам проектов, Балабанов словно отринул весь свой предыдущий режиссерский опыт и, сняв фильм «Жмурки», ступил на новую для себя территорию. Комедия «От 180 и выше» — вторая режиссерская работа Александра Стриженова, занявшая одну из верхних строчек хит-парада, обыгрывает традиционное для отечественной культуры понятие «маленький человек» в буквальном смысле. А если учесть, что так или иначе к комедийному жанру можно причислить и «Лопухи» дебютантов Андрея Коршунова и Михаила Вассербаума, и «Ночного продавца» Валерия Рожнова, и «Попсу» Елены Николаевой, то сегодня можно говорить не только о новой русской комедиографии, но и попытках создания образа нового русского «героя»…

Разумеется, фильмы, снятые в популярных жанрах, можно перечислять бесконечно, аккуратно обходя при этом вопросы существования собственно кинематографизма. Но естественная тяга к коммерческому успеху вовсе не отменяет существования реально значимых кинематографических событий. Любопытно, что каждое из них возникло почти парадоксальным образом.

«Настройщик» Киры Муратовой — в биографии самого режиссера явление уникальное. Жанровая смесь криминальной комедии, мелодрамы и фарса, выстроенная с такой свободой и изяществом, что почти три часа демонстрации фильма пролетают на едином дыхании. Мало того, особость, остраненность муратовского режиссерского почерка идеально совмещается с этой невероятной жанровой структурой, придавая ей безукоризненность формы, а феерические актерские работы всех без исключения центральных исполнителей привносят в картину то удивительное чеховское мироощущение, ту тонкую ироничность, не разжимающую губ усмешку, какой давно уж не было в нашем кино.

Чеховские мотивы пронизывают и ленту Светланы Проскуриной «Удаленный доступ». Впрочем, при близком рассмотрении в этом фильме нетрудно обнаружить и отзвуки классического антониониевского письма. Выкачанный воздух, разреженная атмосфера, выморочность существования героев, некоммуникабельность — внезапные, почти безмотивные вспышки ярости — и вновь вакуум… Возникновение такой картины в сегодняшнем отечественном кино — парадокс. Необычайная смысловая актуальность, точность социального диагноза при полной неготовности «больного» принять этот диагноз и применить к себе.

Как парадокс может быть воспринято и появление в программе фильма Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег». В титрах ленты можно увидеть дату копирайта — 2005 год. Это при том, что еще минувшим летом картина была представлена в конкурсе фестиваля «Кинотавр». Тем не менее, с высокой долей ответственности могу утверждать: это, фактически, два разных фильма. Огородников, всегда долго и трудно монтирующий свое кино, создал новую версию, включающую в себя и новые сюжетные блоки, и даже не вошедшие в раннюю монтажную версию роли. Фильм приобрел новое мощное звучание, объемность дыхания. В нем изменилась, если угодно, даже смысловая доминанта. «Красное небо», как ни странно, в год 60-летия Победы стал единственным полнометражным игровым фильмом, по-настоящему обращенным к людям «поколения победителей». Людям, во всем движимым высокими порывами и высокими страстями — в добре и зле, в самооценке и в отношении к собственной бытийности.

Картину ленфильмовца Андрея Кравчука «Итальянец» в России мало кто успел посмотреть, хотя на Берлинале-2005 лента взяла приз в конкурсе детских фильмов. Вообще, фильмы о подростках часто преследует один и тот же злой рок: их автоматически относят к категории «кино для детей и юношества», хотя обращены они, безусловно, к вполне взрослой аудитории. «Итальянец», снятый в классической ленфильмовской манере, в традициях некогда знаменитой «ленинградской школы», сегодня вдруг продолжил казавшийся безвозвратно ушедшим кинематограф Динары Асановой, обращающий зрителя к душевному миру подростка. Повествуя о драматических моментах душевного взросления человека, режиссер оказывается поставлен в необычайно жесткие рамки: одна фальшивая нота, малейшая попытка «надавить на слезные железы» — и фильму конец. Кравчуку удалось, миновав все эти подводные камни, сделать фильм о путешествии ребенка к самому себе через жестокий взрослый мир.

Вновь одним из самых примечательных знаков киногода становится появление заметных кинодебютов. Характерно, что многие из фильмов-дебютов были приглашены к участию в крупных международных кинофорумах. Сергей Потемкин, молодой режиссер из Санкт-Петербурга, со своим «Городом без солнца» участвовал в программе Берлинского МКФ. Другой дебютант, Илья Хржановский, с картиной «4» успел стать призером Роттердамского фестиваля, а так же снискать горячих сторонников и столь же горячих противников собственного режиссерского метода и собственных воззрений на жизнь российской глубинки. Характерно, что и те, и другие отмечают несомненный талант молодого режиссера, однако склонны оценивать его первую большую картину диаметрально противоположно.

Молодая режиссура сегодня отнюдь не чужда здорового прагматизма. И потому, даже обращаясь к серьезным философским, бытийным проблемам, старается облекать свои размышления в форму динамичную, зрелищную, привлекающую к себе не только специалистов и киноманов, но, напротив, рассчитанную на массовую аудиторию. Это напрямую относится и к первой режиссерской работе Павла Санаева «Последний уик-энд», снятой им по собственному сценарию, который, в свою очередь, написан по мотивам собственной же повести. Фактически, стопроцентно авторское кино. И, тем не менее, молодым героям картины предстоят нешуточные испытания, а зрителям — выброс адреналина.

«Последний уик-энд» — одна из премьер Российских кинопрограмм XXVII ММКФ. И ряд этих премьер, надо заметить, весьма внушителен. Среди них «Бедные родственники» — новая работа Павла Лунгина; Лариса Садилова продолжает свою «хронику российских будней» картиной «Требуется няня». Новый фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие», принятый в основную конкурсную программу фестиваля, вновь обратит нас к «загадочной русской душе», вечно живущей сегодня для дня завтрашнего. Когда оно наступит, это «счастливое завтра»?

Плюс к тому — мощная программа нового документального кино, в которой есть фильмы совершенно уникальные, практически сенсационные, такие как кинонаблюдение Александра Расторгуева «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных». Вообще, в документальном показе Российских программ — едва ли не половина абсолютных премьер, среди которых есть даже пред-премьера — фильм «Наша Родина» Виталия Манского. Работы режиссеров-документалистов (в подавляющем большинстве — звезд отечественной кинодокументалистики) представляют собой необычайно широкий спектр тем и стилей. О масштабах документальной программы можно судить и по тому, что в показ вошло не более половины фильмов, сделанных за год.

Новая российская анимация в Российских кинопрограммах XXVII ММКФ представлена и работами мастеров старшего поколения, и фильмами лидеров «новой анимационной волны» 90-х, и дебютными лентами, среди которых и полнометражные картины, и совсем маленькие, 2-3-х минутные, Программа предлагает и иронический блокбастер, и экранизацию классической поэмы, и сказку для самых маленьких, и фильм по мотивам живописи молодого художника, и философскую притчу. Словом, среди 32 анимационных картин едва ли удастся обнаружить две похожие.

Ретроспективные показы включают в себя 6 фильмов Толомуша Океева, поразительного кинохудожника, мастера феноменального изображения и философской эпичности. После распада СССР Океев не снял ни одного фильма, оставшись в истории кино именно как «наш общий классик».

Продолжаем показ дебютных работ режиссеров, пришедших в кино в 60-е -70-е: Л. Шепитько, И. Авербаха, В. Трегубовича, Г. Панфилова, И. Масленникова, А. Кончаловского, А. Германа, Н. Михалкова, С. Соловьева, В. Абдрашитова, К. Шахназарова.

С чего начинали классики? Что волновало их на заре карьеры? Каким было их мироощущение 30–40 лет назад? На все эти вопросы отвечает ретроспектива «Когда мастера были молоды».

Всего Российские программы Московского Международного кинофестиваля с 18 по 25 июня покажут 97 фильмов, которые, как мы надеемся, продемонстрируют внимательному зрителю эволюцию современных представлений об эфемерной субстанции, именуемой «загадочная русская душа».

Темы

Футбол Людмила Гурченко Кира Муратова   Радио Наше кино Олег Басилашвили Кинофестивали Публикации в СМИ Илья Авербах РосПрограммы ММКФ Марчелло Мастроянни Видео Авдотья Смирнова Коронавирус Текст Крошка-енот Блог Юрий Никулин Иосиф Кобзон Вия Артмане Отар Иоселиани Борис Хлебников Фото Пушкин Евгений Леонов Андрей Тарковский ТВ Наталья Пушкина Юрий Богатырев Павел Лебешев Алексей Герман Николай Лебедев Лекции СМИ о нас Римма Маркова Светлана Крючкова Расписание РосПрограмм Ленфильм Круглый стол Франко Дзеффирелли Дом кино Алексей Балабанов Алиса Фрейндлих День Победы Игорь Владимиров Квентин Тарантино Андрей Звягинцев Эва Шикульска Николай Еременко Георгий Товстоногов Андрей Петров БДТ Юрий Павлов Олег Стриженов Анатолий Эфрос Карен Шахназаров Ефим Копелян Федерико Феллини Бернардо Бертолуччи Никита Михалков Публичные встречи Мировое кино Елена Соловей Мастерская Первого и Экспериментального фильма Автор: Ирина Павлова Михаил Козаков Лариса Гузеева Автор: Марианна Голева Автор: Юрий Павлов

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Дом Павловой

Культурно-просветительский проект

Обо мне Павлов О проекте Видео | Лекции
Тексты | Публикации в СМИ | Блог
РосПрограммы ММКФ

Ирина Павлова в Фейсбуке

Страниц в других соцсетях у Павловой нет.

Аккаунты проекта в соцсетях: